После канонизации Ленина должны похоронить в Исаакиевском соборе
Очередной день рождения В. И. Ленина никто особенно не отмечет. Дата не круглая, да и Ильич уже не в тренде. Даже 100-летие революции прошло незаметно. Идеологический вакуум не позволяет дать событию официальную оценку. Хорошо это было? Плохо?
Несколько лет назад народу было предложено «примириться и согласиться», но опять же с чем? С тем, что произошло со страной в 1991 и 1993 годах или в 1917-м? Общественное сознание расщеплено, и ситуация приобретает все более болезненный характер. Первое, что нужно сделать для выздоровления, - попытаться склеить разбитую чашку истории так, чтобы узоры на ней совпали. Подходящим суперклеем может оказаться товарищ Ленин.
О Ленине вспоминают только в случае, когда возникает очередное предложение вынести его из Мавзолея. Общество тут же раскалывается на два непримиримых лагеря, и вопрос рассасывается сам собой. Происходит так потому, что никто не предложил решение, которое устроит всех. Следует понять: сегодня Ленин - наша единственная скрепа между двумя прошлыми эпохами: советской и царской. Совершенно очевидно: расползается по швам прошлое и не дает нам строить будущее, поэтому использовать скрепу надо как можно быстрее.
Ленина следует канонизировать и похоронить в Исаакиевском соборе. Вопрос канонизации только на первый взгляд кажется спорным. Почему Николай II, которого современники прозвали Кровавым, причислен к лику святых великомучеников, а Ленин, открывший светлое будущее миллионам, нет? Более того, именно Владимир Ленин не дал церкви сгореть в огненном вихре революции. Стал ее главным защитником. Этот факт всегда умалчивался советской властью. А в 90-е годы родился миф об организованном им «геноциде духовенства». Он служил не только для очернения образа вождя революции, но и для демонизации всего советского периода. Основой мифа стали три документа, один из которых оказался фальшивкой, а два других переврали.
Духовное возрождение
Любимым «доказательством» роковой роли Ленина в истории Русской православной церкви является Указание № 13666/2, которое якобы отдали Ленин и Калинин председателю ВЧК Дзержинскому 1 мая 1919 года: «В соответствии с решением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».
Когда в газетах появилась фотография этого «документа», историки обомлели - сенсация. Ведь он не был упомянут ни в одном из собраний сочинений Ленина. Ученые бросились в архивы, но там их ждало разочарование. Выяснилось, что в партийном делопроизводстве РСФСР и СССР никогда не было документов под названием «Указание», а Калинин с конца апреля по середину мая 1919 года был в Киеве и не мог отдавать распоряжения из Петрограда. Дотошные исследователи даже нашли первоисточник «Указания». Оказалось, что впервые оно было опубликовано в литературно-художественном альманахе «Чудеса и приключения». Сенсация сдулась, но к тому времени о ней заговорили уже серьезно и на самом верху.
«Первое, что бросается в глаза любому образованному человеку, - это полное несоответствие содержания «указания» тому, что достоверно известно о политике советского правительства по отношению к Церкви в ленинский период, - пишет автор книги «Предчувствие Ленина», историк Георгий Хмуркин. - После Октябрьской революции Церковь была лишена финансовой поддержки со стороны государства, однако на уровне государственных законов за всеми советскими гражданами закреплялось право участвовать в религиозных обрядах, проводить крестные ходы, строить храмы и так далее».
До конца 1920-х годов религиозная жизнь страны была весьма насыщенной, очевидцы отмечали небывалый религиозный подъем и расцвет церковного быта. Социолог Питирим Сорокин, до 1922 года живший в России, а в эмиграции ставший профессором Гарвардского университета, описывал то время: «В духовной жизни России наблюдался процесс великого возрождения. Хотя все остальные здания продолжали постепенно разрушаться, церкви начали восстанавливаться и обновляться». Вот что было при Ленине на самом деле!
Но два аргумента у его противников все же есть. Первый - это часто цитируемая телеграмма Ленина в Пензу, где он требует «провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев». В отличие от «Указания» телеграмма настоящая, но важен контекст ее написания и знание реальных последствий «массового террора».
Весной - летом 1918 года Москву и Петроград охватил голод. Речь шла о жизнях сотен тысяч человек. Тем временем в Пензенской губернии, отвечающей за снабжение двух столиц, был поднят вооруженный мятеж. Крестьяне убили восемь хлебозаготовителей.
Проблему надо было срочно решить. Для этого и потребовался устрашающий тон телеграммы. В итоге «беспощадного массового террора» были арестованы и расстреляны 13 организаторов восстания и непосредственных исполнителей убийства. Никаких других жертв не было. Зато в Москве и Петрограде удалось избежать голодных бунтов с гораздо более страшными последствиями.
Вообще резкие выражения Ленина «повесить», «расстрелять» и тому подобные, попадающиеся в его трудах, нельзя воспринимать буквально. Например, народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский любил вспоминать, что у него сохранилось несколько бумаг с пометками Ленина на полях «если не будет исполнено, повесить Луначарского», добавляя - «исполнено не было, и повесить меня было за что».
Второй аргумент - более веский. 23 февраля 1922 года был издан декрет об изъятии церковных ценностей, распространявшийся на все вероисповедания. Однако почему-то забывают упомянуть, что проводить изъятие предписывалось «с обязательным привлечением групп верующих» и обращать внимание только на те предметы, «изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа». То есть все самые ценные в духовном отношении вещи оставались на местах.
Так что же заставило Ленина издать этот «грабительский» декрет? Двухлетняя засуха 1920, 1921 годов и последовавший за нею неурожай привели к страшному голоду, которым были охвачены 34 губернии. От голода и вызванных им эпидемий тогда умерло около 8 миллионов человек.
Некоторые политики и телеведущие утверждают, будто ленинское письмо спровоцировало огромное количество кровавых столкновений верующих с властями. Дескать, расстреляно было 40 тысяч священников, дьяконов и монахов, а также около 100 тысяч верующих.
- Но по архивным материалам видно, что в связи с изъятием ценностей погибло в общей сложности меньше 50 человек. В это число включены и жертвы уличных столкновений с властями, и казненные по приговорам судов, - говорит Хмуркин. - Количество жертв преувеличено в тысячи раз. К настоящему моменту рассекречены и опубликованы все хоть сколько-нибудь содержательные материалы, освещающие деятельность Владимира Ильича, и никаких призывов искоренять религиозность насильственным путем, истреблять духовенство или простых верующих в них нет. Это подтверждает сам факт появления фальшивого «Указания».
Историк приводит цитаты из выступления Ленина 19 ноября 1918 года: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться».
Самое важное, что церковь относилась ко всему этому не просто с пониманием, а с поддержкой. В бюллетене «Деяния II Всероссийского Поместного собора Православной церкви» от 2 мая 1923 г. признана моральная правота большевиков, «осуществляющих идеалы Царства Божия», а Ленина назвали «вождем борцов за великую социальную правду».
Усыпальница революции
Когда вопрос о канонизации встанет серьезно, историкам не составит труда опровергнуть мнение о Ленине как гонителе религий. И чем быстрее это сделать, тем лучше. Люди с пониманием отнесутся к смене местоположения тела Ленина, без зашкаливающих эмоций, если им объяснить, что это не вынос из Мавзолея, а перенос в Исаакий. Сама же канонизация Ленина поможет духовно и идеологически связать все периоды нашей истории.
Исаакиевский собор выбран для этой цели не случайно. Он не передан РПЦ и считается музеем, что делает его идеальным местом для упокоения крещеного атеиста. Атеиста, сделавшего для церкви намного больше многих верующих. Человека, отдавшего свою жизнь за построение рая на земле.
Конечно, важна и дата захоронения. Подготовить все можно к 2024 году, когда будет отмечаться 100-летие со дня смерти Владимира Ильича. Само же событие должно состояться 4 ноября - в День народного единства. Россиянам сразу станет понятно, чему он посвящен. Единству белых и красных, коммунистов и демократов - все они дети Святой Руси. Не это ли те самые свобода, равенство и братство, о которых мечтал Владимир Ильич.
Кстати, в проекте заложен и некий метафизический смысл. Так, Питер из колыбели революции превратится в ее усыпальницу. О чем, собственно, все и мечтают. Это единственный нацпроект, который можно реально осуществить.
Только факт
- Вместе с отцом Володя Ульянов состоял в Православном гимназическом братстве во имя преподобного Сергия Радонежского.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов