Игорь Ашманов: «Американцы ведут против России информационную войну»
В Госдуме обсуждают законопроект о российском интернете. Предусматривается, что в случаях возникновения угроз целостности и безопасности Рунета Роскомнадзор может начать им управлять. Инициатива предполагает и учения, в рамках которых российский сегмент на некоторое время может быть отключен от глобальной сети. Об информационной безопасности и атаках Запада на Россию рассказал известный специалист в области искусственного интеллекта и интернет-технологий Игорь Ашманов.
- Игорь Станиславович, в ваших интервью вы утверждаете, что СССР развалили информационными атаками. Какова была их направленность?
- Это был многоступенчатый процесс. Сначала нужно было развалить государство идеологически, то есть лишить страну и государственный строй поддержки собственного населения. То есть объяснить народу, что они жили неправильно, и государство тоже неправильное.
А уже потом начался следующий этап - технический. Начали разваливать экономику, разрешили кооперативам и НТТМам обналичивать деньги в особо крупных масштабах, а также разрешили беспошлинный вывоз любых советских товаров. А они были гораздо дешевле, чем на Западе, поэтому тут же возник дефицит. Михаил Горбачев со своими последователями провозгласил Перестройку и довольно быстро перешел к внедрению понятия свободы слова, тогда это называлось «гласность». Он объявил это высшей ценностью, и фактически дал индульгенцию журналистам писать что угодно, в первую очередь ангажированным Западом журналистам. Это началось примерно в 1986- 87 году. Что они стали внедрять в массовое сознание? Там было всего несколько приемов, которые мы и сейчас видим в медийном пространстве. А именно: стали разоблачать якобы огромные привилегии чиновников, это самая жаркая тема. Хотя, как мы помним, «привилегии чиновников» в СССР в основном сводились к личной машине с шофером, чуть более просторной «трёшке» и двухэтажной даче, обшитой вагонкой, где-нибудь в Подмосковье. Ну и собственно все: ни яхт, ни вилл. Сейчас владелец трёх ральков с шаурмой живёт шикарнее. Следующий пункт пропаганды - экология. Эо тоже тогда была очень горячая тема – от загрязнения Байкала до борьбы с поворотом сибирских рек.
Сегодняшний аналог – тема свалок.
Ну и ещё один тип информационной атаки против СССР был тоже типовой: «вам всегда лгали, а мы вам сейчас расскажем правду». Это такая фоновая идеологическая атака, идущая с тех пор, которая сводится к тезису: все на самом деле не так, всё плохо, а власти скрывают. Это такой цепляющий мозговой вирус, который человеком полностью завладевает.
- Это получается Запад без интернета заставил советских журналистов об этом писать?
- Гласность, то есть возможность писать «без цензуры» (на самом деле на 90% - лгать) давала огромный всплекс интереса, резкий рост тиражей чего угодно. Так что журналисты с радостью бросились в новый медийный «рынок». И посмотрите, какие медийные карьеры сделали многие из тогдашних разоблачителей. Американцы влияли также через наши научные институты типа ВНИИСИ, которые многие годы до того обучали своих сотрудников на Западе, имели тесные западные связи, были настроены антисоветски. Именно сотрудники этих институтов потом вырабатывали сценарий Перестройки, программу «500 дней» и т.п. Очень многие были агентами влияния в том числе самыми искренними – они видели возможность «подняться» на волне свободы. Новые идеи были с новым вкусом и очень быстро набирали популярность среди населения. Бороться с антигосударственными идеями и информационными атаками стало некому.
- То есть это был не только идеологический кризис?
- Идеологический кризис наступил до этого. А вот экономического кризиса по сути не было, кардинальных экономических проблем в СССР не было. Я разговаривал тогда со многими экономистами. Стагнация в начале 80-х была, да. Понятно, что нужно было придумывать новые приемы стимулирования экономики и так далее. Но серьезного кризиса не было, экономика была очень сильная.
Была идеологическая усталость, философский тупик.
СССР изначально строился в условиях совершенно отчаянных, абсолютная бедность после гражданской войны, голод после Отечественной войны, люди жили в бараках. Идеология, если отбросить её формальные слои, была примерно такой: мы сейчас построим справедливое общество и наконец-то начнем сытно жить. Всем это было понятно. Космос и победное шествие социализма по миру тоже добавляли энтузиазма.
А вот когда относительная сытость наступила, новые вожди Советского союза не могли предложить следующего шага. А сытость не может быть основной идеологии. Советский Союз подошел к некому перелому, «полочке», когда все насытились и получили квартиры, не было безработицы, цены не менялись. И при этом почти остановились социальные лифты. Когда в 70-х наступила относительная сытость, то оказалось, что политрукам нечего дальше предложить: а дальше куда идем?
- Получается, что американцы увидели такую слабость и начали информационными атаками давить на Советский Союз?
- Они увидели технологическую мощь СССР и испугались. Мы набрали тогда очень большой ход. Они видели в нас угрозу. И переиграли нас идеологически. Американцы с конца 70-х годов работали через разные «голоса», типа радиостанции «Голос Америки» и «Радио Свобода», а потом Горбачёв сам открыл им ворота идеологической крепости.
Нечто похожее происходит и сейчас. Довольный резкий рост в тучные путинские годы привело к тому, что благосостояние народа по сравнению с Лихими 90-ми взначительно выросло, а потом из-за кризисов 2008, 2014 годов и санкций за Крым этот график роста сытости немного загнулся вниз, процентов на десять-пятнадцать. И относительно сытая страна, где люди покупают миллионами дорогие смартфоны и новые автомобили, десятками миллионов ездят на курорты, поголовно сидит в Интернете, внезапно пришла в ярость. Решила, что она «нищает», что её обидели.
В Советском Союзе же произошло то же самое. С приходом Горбачева, когда сознательно создали дефицит, за счет свободного вывоза товаров из СССР, снижение уровня жизни и торговый дефицит вызвали негодование «среднего класса». И в этот момент, поскольку была введена «гласность», то есть свободный доступ внешних пропагандистов к населению, нам с Запада объяснили, что это снижение уровня жизни – потому, что мы вообще живём в неправильной стране, а на Западе всё лучше. А как там живут – наши люди узнавали, конечно, из голливудских фильмов, где у всех героев большой дом, хорошая машина, отличная причёска и прикольные шмотки.
На мой взгляд, это была мощная, долговременная, профессиональная информационная атака. Довольно наивным жителям СССР стали из каждого утюга говорить про рабскую Россию, о якобы жирующих чиновниках и что, мол, народ нищает, а вот на Западе - благодать. Это говорилось гражданам, у которых были бесплатная медицина, бесплатное образование, детсады и жилье, безопасные города, отсутствие безработицы. Но не было информационного иммунитета.
- А как сейчас Запад воздействует на Россию?
- Так же. Тогда не было Интернета, но были СМИ, которые американцам удалось захватить. Или создать новые, относительно дёшево сделать их популярными. В конце 80-х новые средства массовой информации, которые давали совершенно непривычную информацию, легко набирали массовость. И они с тех пор здесь, управляются теми же кураторами и говорят ровно то же самое.
Сейчас роль «новых СМИ», которым точно можно верить, играют социальные сети. Есть такой же эффект доверия, как был тогда. Все газеты и зомбоящик – лгут, а в Интернете же говорят чистую правду и только правду. А информационного иммунитета теперь нет у нового поколения, детей 90-х и 2000-х годов.
А на самом деле в соцсетях оперируют те же профессионалы пропаганды, там те же приемы, те же мозговые вирусы, как в годы позднего СССР.
- В каком состоянии информационная безопасность России сейчас? Как мы отвечаем на эти все угрозы Запада?
- Информационную безопасность нужно как минимум разделить на две части. Одна –кибербезопасность. Защита от вирусов, от слежки, от взломов и так далее. Тут, в общем-то, мы более-менее справляемся. Хотя, как рассказывают нам Сноуден и Викиликс, американцы построили мощные кибервойска, там занимаются кибервойной, слежкой, взломами, атаками, государственными боевыми вирусами десятки тысяч специалистов-офицеров.
Вторая часть – это защита от информационной войны, воздействия на мозги. Нам, безусловно, могут отключить Интернет, но в реальности нашему противнику очень важно, чтобы он у нас работал, чтобы следить, влиять, доставлять сюда свою информацию.
Когда про это разговариваешь с разными либеральными поборниками свободы, гласности, то они обычно говорят, мол, вы занимаетесь созданием образа врага, вы специально врёте, что кругом у нас враги, чтобы люди боялись, а вы чтоб заработали на защите от несуществующих врагов. Дескать, хотите создать новый «железный занавес», такую же страну как Северную Корею. На самом деле нет же никаких врагов, весь мир идёт к глобальности, сотрудничеству, никому не нужно на нас нападать, все хотят вести бизнес и т.п. В лесу нет волка, и домик строить не надо.
Но в ноябре вышла национальная киберстратегия США, которую подписал Дональд Трамп, там нам всё прямо сказали про врагов.
Основные утверждения такие: США это единственная супердержава на Земле. США должны доминировать и в киберпространстве. В мире есть страны, которые не могут бросить вызов США в сфере военной, экономической или политической, но считают, что могут бросить вызов Вашингтону в киберпространстве. Это Россия, Китай и другие государства-изгои. Эти «нехорошие государства» будут ими наказываться, если они не будут выполнять правила США поведения в киберпространстве. Дальше ещё круче: там прямо сказано, что открытый Интернет является средством продвижения американских ценностей на планете и развития бизнеса корпораций США. То есть открытый Интернет – это оружие США по достижению мирового господства. И всех, кто будет, «прикрываясь ложными понятиями суверенитета и информационной безопасности», закрывать свой Интернет, США будут наказывать.
А в киберстратегии Пентагона прямо говорится: «Наши противники становятся все больше зависимыми от тех же технологий, которые используем и мы. К счастью, это технологии американского производства. Это огромное военное преимущество для нас, и мы должны им воспользоваться». То есть у нас есть противник, который считает нас врагами и прямо сказал: мы будем доминировать в киберпространстве, а кто будет сопротивляться, того мы будем наказывать.
- А на российские социальные сети они могут влиять?
- Они могут послать туда массу троллей, что они и делают. Могут мониторить, выкачивать большие пользовательские данные, чтобы анализировать настроения масс и влиять. Могут окружать пользователя «информационным пузырём», формируя его ленту с помощью ИИ. А Инстаграм*, Фейсбук*, Твиттер и другие популярные западные социальные сети всю информацию о пользователях и их сообщениях предоставляют американским спецслужбам по закону «Акт о свободе 2015». Социальные сети сделали информационную войну удобной и эффективной.
- «Арабская весна», киевский Майдан, тоже устроили с помощью социальных сетей?
- Соцсети не являются причиной Майдана или «Арабской весны», это просто очень мощный инструмент. Информационные атаки всегда паразитируют на существующих проблемах. Социальные сети позволяют их быстро «расковырять», разогреть, вывести людей на улицы и так далее, гораздо быстрееи эффективнее, чем с помощью традиционных СМИ.
Такой же сценарий сейчас реализуется в России, вы можете видеть сейчас мощную атаку на чиновников, госслужащих, власть в целом. Вообще, начиная с 2000-х идут кампании длиной в два-три года по накрутке у нас ненависти к какому-то аспекту нашей жизни. Все могут вспомнить, что в начале 2000-х был наезд на российскую армию. Два или три года били в одну точку. Мол, армия России полностью развалилась, дедовщина, ржавая техника, рядовые строят дачи генералам (помните рядового Сычёва?). Потом внезапно все прекратилось. Резкая остановка темы - верный признак медийной кампании.
Затем навалились на «русский фашизм». Было два года совершенно бешеной истерики по этому поводу. Все корреспонденты либеральных СМИ знали: любой межнациональный конфликт - тащи срочно в номер. Потом внезапно в 2009 все осознали, что главное наше зло это милиция (майор Евсюков/станица Кущёвская), а в 2011 так же внезапно об этом забыли. Зато в 2011 году началась медийная «борьба с коррупционерами», а в марте 2012 начался наезд на Русскую Православную церковь, опять же внезапно остановившийся в середине декабря 2012.
Сейчас идёт атака на российских чиновников и госслужащих в целом. Ведётся постоянный, широкий мониторинг публичных высказываний и появлений на публике чиновников, выдёргивание высказываний и/или изображений из контекста, перелицовка их, фабрикация контекста, «демотиваторов», подписей, транскриптов и массовый вброс в социальные сети и СМИ.
Люди совершенно искренне покупаются на такие информационные атаки и думают, что это их собственные мысли. Все же знают, что чиновники жируют и презирают народ, это же очевидно.
Я думаю, это делается, чтобы подготовить сознание россиян к протестам и революции. Цель любой такой информационной атаки – превратить население в оружие против собственного государства. В эпоху ядерного паритета по-другому воевать нельзя.
*Организация запрещена на территории РФ