«Горбачёва убили!» - немецкое радио похоронило главу СССР
Чуть больше четверти века назад, 25 декабря, подал в отставку Михаил Горбачев, поскольку Советский Союз фактически перестал существовать. Россияне, измученные бытовыми проблемами, реагировали на это вяло. Зато в Германии реакция была пугающе бурной, чему свидетелем был автор этого материала.
«Ребята, только что передали по радио — Горбачева убили!» - испуганный голос нашего педагога Александра Николаевича был как гром среди ясного неба. Я, 19-летний на тот момент парень, плескался (впервые в жизни!) в теплом бассейне аквапарка недалеко от немецкого городка Квикборн, что рядом с Гамбургом. И вместе со мной - еще с десяток детей, юношей и девушек — членов любительского коллектива Театра Юных Москвичей.
О, что это была за поездка! Для большинства, как и для меня — первый выезд за границу. Из Москвы, где в тусклых витринах зимой 1991 года красовались лишь банки с консервированными паттисонами, мы попали в европейскую рождественскую сказку. Яркая иллюминация, нарядные елки, ядреный запах жаренных сосисок и маняще-пряный — горячего глинтвейна. Это было просто невероятно!
Мэрия пригласила выступить наш коллектив с эсцентрическим спектаклем «Клоу-шоу» - мы били степ, разыгрывали забавные репризы под музыку, в общем, веселили благодарных немецких зрителей как могли. К слову, была в наших рядах и будущая звезда — Виктория Толстоганова, моя ровестница, которая «зажигала» на сцене с поролоновым носом.
В качестве подарка городские власти организовали нам несколько экскурсий, а так же поход в аквапарк — абсолютная для нас экзотика. Именно в момент его посещения и катания с горок руководитель делегации принес тревожную весть.
Прямо здесь, на скольком полу у бассейна, сбившись в кучу, мы стали обсуждать план действий. Руководитель делегации Александр Тюкавкин заверил, что он имеет полномочия задержатся в Германии, если в Москве начнутся беспорядки. При условии, конечно, если нас согласятся здесь приютить. Кто-то из девочек пустил слезу: «Я хочу к родителям!». А к нам тем временем с выпученными глазами бежали немцы-кураторы. Переводчик скороговоркой переводил: «Не убит, только ранен... Попытка переворота.... Никто не знает, у кого в руках ядерная кнопка».
Спустя какое-то время дошла новая информация. Если вкратце, она звучала так: «И Горбачев жив, и даже не ранен, и не было покушения, но у вас там тааааакооое творится!». Действительно, немецкие СМИ реагировали на распад СССР как на сенсацию, выдавая один нелепый слух за другим. И заставляя нервничать немецких обывателей. А что у нас?
Когда я вернулся домой с кучей сувениров и дефицитных на тот момент фруктов, родители и друзья пожимали плечами: «Что было? Да ничего не было. Выступил Горбачев, сняли красный флаг — вот и все дела».
Михаил Сергеевич, как известно, здравствует и по сю пору. Его дочь живет в США, в внучка в Германии. Той самой стране, где 27 лет назад объявили, что ее дедушку убили во время государственного переворота.