В Туркменистане запретили автомобили чёрного цвета и выезд за границу

В 2015 году открыли конный монумент «Аркадаг» - прижизненный памятник президенту. Фото: © Reuters

На сегодняшний момент дела в стране идут неважно

Может быть потому, что после развала СССР этой богатой ресурсами среднеазиатской страной правят  исключительно диктаторы с обостренным чувством собственного величия. Они тратят ресурсы на свои прихоти вместо того, чтобы вкладывать в экономику. Со времени обретения независимости 16 лет там властвовал Сапармурат Ниязов, призывавший называть себя Туркменбаши - отцом всех туркмен. С его легкой руки начался культ личности этого президента, которому позавидовали бы вожди самых отсталых африканских племен. Ему начали ставить памятники, всего их число превысило 14 тысяч, а чиновники на встречах целовали ему руку. Доходило и до курьезов: когда правитель покрасил волосы, чтобы скрыть неизбежную старческую седину, СМИ с воодушевлением рассказывали, что произошло чудо - вождь народов начал молодеть. После закрытия районных поликлиник власти призвали население лечиться фотографиями президента, приложив их к больному месту.

Книгу «Рухнама», написанную якобы Ниязовым, школьники изучали на уроках, а абитуриенты сдавали по ней экзамены, чтобы поступить в вузы. Само произведение состоит из фраз типа «Туркмена великим туркменом сделает только туркмен».

К концу правления Сапармурат Атаевич объявил себя пророком, ниспосланным Аллахом:

«Я - дух Туркмении, возродившийся, чтобы привести вас к золотому веку. Я ваш спаситель… У меня зоркий взгляд - я вижу все. Если вы честны в своих поступках, я это вижу; если же вы совершаете грехи, и это не укроется от меня».

Даже тачка у «лидера нации» из чистого золота. Фото с сайта rulepanel.ru

После смерти Туркменбаши в 2006 году на смену ему пришел Гурбангулы Бердымухамедов - личный врач почившего отца нации, которого оппозиция обвиняет в том, что тот специально не оказал необходимой медицинской помощи своему пациенту, метя на его пост. В Ашхабаде, чтобы как-то оправдать приход к власти нового правителя, сразу после смерти Туркменбаши пустили слух, что преемник на самом деле - внебрачный сын Ниязова.

Гурбангулы Мяликгулыевич сначала действительно принял популярные среди населения решения: заявил о модернизации, демократизации и осудил культ личности своего предшественника, но потом пошел по его стопам. В стране началось преследование инакомыслящих, так как новый вождь терпеть не может критики.

Чтобы не выносить сор из избы, туркменские власти жестко контролируют интернет-пространство. Всемирной сетью здесь пользуются только пять процентов граждан, многие популярные сайты, социальные сети и меcсенджеры заблокированы. Там даже ограничили доступ к официальному ресурсу Президента РФ, чтобы несчастные туркмены не жаловались туда.  Поэтому неудивительно, что европейские исследователи включили Бердымухамедова в пятерку худших диктаторов мира. По рейтингу свободы прессы Press Freedom Index, Туркменистан находится на 176-м месте из 178. Страна также лидирует по количеству политических заключенных из всех бывших республик СССР. А недавно в Ашхабаде провели кампанию по сносу спутниковых антенн с крыш частных домов, позволявших ловить российские и другие зарубежные каналы.

Людей ежегодно заставляют втридорога покупать новую фотографию вождя, которую отбирает специальная комиссия

«Эпоха всемогущества и счастья»

За время независимости из республики выдавили практически все русское и русскоязычное население. В Туркменистане уже выросло целое поколение, которое вообще не говорит на «великом и могучем» и считает наше государство угнетателем туркмен.

- Сейчас не осталось школ с русским языком обучения. Есть одна в Ашхабаде, но она элитная, попасть туда крайне сложно, - рассказывает один из немногих оставшихся там русских.

Власти Туркменистана принимают очень странные решения. Так, запретили использование автомобилей черного цвета. Видите ли, Бердымухамедову очень нравится белый цвет, который, по его мнению, приносит удачу. Целую неделю вся страна перекрашивала темные автомобили, так как полиция забирала их и эвакуировала на штраф-стоянку.

Вождь вместо «Рухнамы» Ниязова начал внедрять свою книгу «К новым высотам прогресса», которую теперь несчастные граждане заучивают наизусть. А молодоженов, регистрирующих брак в загсах, обязали фотографироваться на фоне портрета главы государства, что, как говорят психологи, является аналогом права первой брачной ночи.

Неудивительно, что бегство из Туркмении в последние годы приобретает массовый характер. В ответ власти отменили двойное гражданство и запретили эмигрировать всем, кому не исполнилось 40 лет. Жители обращаются в миграционную службу за необходимым разрешением для получения туристической визы. Но чиновники получили распоряжение правительства никого за границу не пускать. Говорят, это личная инициатива президента. Он считает, что некому будет работать. И действительно, там уже не осталось квалифицированных врачей. В больницы посадили людей, которые часто даже дипломов не имеют и лечат  все болезни по «Гуглу», а максимум, что могут выписать, - но-шпу или аскорбиновую кислоту.

«Эпоха всемогущества и счастья», как принято называть время власти Бердымухамедова, все больше напоминает уклад жизни Северной Кореи. Из-за такой политики к Туркменистану на международной арене теперь относятся как к стране-изгою.

Попытки этой постсоветской республики строить процветающее государство в расчете на четвертые в мире запасы природного газа не увенчались успехом. Из-за пустой казны, растраченной на прихоти президента, родственников и приближенных, в государстве полнейшая деградация социальной сферы и нищета. Сейчас Ашхабад стал просить денег не только у Москвы, но и у американцев, которых активно зовет стать инвесторами освоения газовых месторождений на шельфе Каспия. Гурбангулы Бердымухамедов понимает, что если он будет с ними сотрудничать, то никакая цветная революция ему не страшна. США плевать на его культ личности, им лишь бы использовать Туркмению в своих целях. А ради золотых унитазов любой диктатор и военную базу НАТО разрешит построить. И Россия опять может получить проблемы на постсоветском пространстве.