Какую правду не любят вспоминать в связи с историей «Бронзового солдата»

10 лет после эксгумации: как оценить решение Эстонии перенести «Бронзового солдата».

10 лет назад, в ночь с 26 на 27 апреля 2007 года, под покровом темноты работники таллинского ЖКХ с помощью полиции демонтировали памятник «Бронзовый солдат», который почти 60 лет стоял в центре Таллина (Эстония) на холме Тынисмяги.

 

Камень преткновения

В середине 2000-х годов в Эстонии накалились страсти вокруг мемориала советским воинам, павшим при освобождении республики от немецко-фашистских захватчиков. Этот комплекс представлял собой: братскую могилу, в которой лежали останки тринадцати солдат; бронзовый монумент; мемориальную группу – небольшую стену, на которой закреплены таблички с именами погибших.

Эстонские националисты, имевшие тогда заметный вес в общественной и политической жизни, требовали разрушить памятник «советской оккупации», устраивали около него митинги, регулярно оскверняли могилу. Русскоязычные активисты, в свою очередь, противостояли этому давлению, что приводило к беспорядкам на площади Освободителей, а в конечном итоге – к напряжению в обществе. Все это подогревалось истерикой эстонских и российских СМИ, обвинявших другую сторону во всех смертных грехах (в том числе непременно в «фашизме»).

В 2006 году мемориал (созданный, кстати, эстонцами – архитектором Арнольдом Аласом и скульптором Энном Роосом) окончательно стал символом противостояния эстонского большинства и русского меньшинства. Учитывая сложившийся в стране апартеид (русскоязычные жители в основном попали в группу «неграждан», ограниченных в правах), найти мирное решение вопроса казалось практически невозможным. Тем более что первые борцы с монументом получили к тому времени высокие государственные награды.

 

Солдат за солдата

Сейчас не принято вспоминать, что сразу после установления в Эстонии советской власти было снесено множество местных памятников – в первую очередь героям Войны за независимость 1918-1920 года. Тогда Советская Россия, ранее сама признавшая независимость Эстонии, ввела на ее территорию войска 7-й армии Северного фронта, которые позже были выбиты с помощью финских частей и русских белогвардейцев.

Именно местью за эти сносы обусловлена первая диверсия против будущего «Бронзового солдата».

СПРАВКА: В 1946 году две 14-летние девочки заложили под временную деревянную скульптуру взрывчатку. Их вычислили и приговорили к длительным срокам лагерей: Агеэда Паавел отбывала наказание в Сибири, Айли Юргенсон - в Коми. Обе впоследствии вернулись на родину, а в 1998 году были представлены к наградам.

Полиция преградила путь защитникам памятника. Фото: Википедия

Вокруг одни оккупанты

Официальная Эстония вообще не видела – и не видит – особой разницы между германскими и советскими оккупациями; разница для эстонских властей лишь в том, что Германия свои репарации давно выплатила (по секрету скажем, что далеко не полностью), а с преемницы СССР – России – еще можно попытаться что-то получить. В Эстонии разрешены – хотя и не одобряются – марши как советских ветеранов, так и бывших эсэсовцев. Понятно, что при таких условиях советский памятник в сердце столицы стоял колом в горле у значительной части эстонского общества. Драки на площади перед церковью Каарли стали обыденными; непосредственно перед демонтажем мемориала там убили ножом гражданина России Дмитрия Ганина. Убийцы так и не были найдены. Сейчас российский МИД в лице Марии Захаровой требует довести расследование до конца, хотя совершенно очевидно, что никаких перспектив у дела уже нет.

Итог известен: в ночь на 27 апреля памятник снесли, останки воинов эксгумировали. Накал антиэстонских настроений в те дни в России был исключительно высок и вполне сравним с антиукраинскими в конце 2014 года. Отчасти это связано с тем, что эстонская сторона не озвучила четко и внятно свои планы по переносу памятника и останков, поэтому несколько дней мир пребывал в неведении о дальнейшей судьбе Бронзового солдата и его маленького подразделения.

30 апреля 2007 года «Бронзовый солдат» был установлен на военном кладбище в двух километрах от места предыдущей дислокации. Советских солдат с воинскими почестями перезахоронили там же. Мемориал воссоздали в несколько уменьшенных размерах.

Стоит «Бронзовый солдат» там и по сей день, и те гости из России, кто не забыл о достоинстве и Победе, непременно приходят к нему поклониться.

Памятник на Военном кладбище Таллина (2007). Фото: Википедия

 

Соломоново решение

По нормам международного законодательства, которое в те годы еще кое-как существовало, эстонские власти проявили максимум такта: сравните с действиями новой украинской власти! Уступив своим националистам, Таллин хотя бы попытался минимизировать оскорбление, нанесенное русскому народу.

ДЛЯ СПРАВКИ: Само по себе перезахоронение не является из ряда вон выходящей процедурой. В России есть законы и подзаконные акты, которые регулируют эту сферу; аккуратная, произведенная по закону и с уважением к памяти ушедших эксгумация применяется достаточно часто в самых разных случаях.

 

Когда и где ещё происходили самые громкие перезахоронения:

Перезахоронены останки части представителей императорской фамилии, убитых в 1918 году; не исключено, что это не последние ритуальные процедуры по данному делу.

В 2002 году перезахоронены в Москве останки Василия Джугашвили, сына Иосифа Сталина: через 40 лет после смерти его наконец положили рядом с могилой жены.

В 2005 году российские власти перезахоронили останки военачальника Антона Деникина и философа Ивана Ильина, скончавшихся и похороненных за рубежом.

Более того, сами по себе останки советских воинов в Таллине также были перезахоронены уже при открытии мемориала – во время войны солдат хоронили сразу после гибели, в ближайшем подходящем месте.

 

* * *

События 26-27 апреля 2007 года – из тех, которые никогда не приобретут единой оценки. Хочется пожелать лишь того, чтобы десятилетие и другие юбилеи этого события не привели к нарастанию напряженности и ненависти. Их в нашем мире и так слишком много.