Договорившись с Гиммлером, президент США мог бы спасти миллион человек от смерти
Договорившись с Гиммлером, президент США мог бы спасти миллион человек от смерти.
В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения президента США Франклина Делано РУЗВЕЛЬТА, который является одной из центральных фигур XX века. В США традиционно проходят семинары и памятные мероприятия, посвященные выдающемуся политику. Однако отношение к нему не у всех, мягко говоря, однозначное.
То ли против, то ли заодно
Недавно гостил у друзей-евреев, эмигрировавших в США, и вместе с ними посетил Национальный музей американской истории в Вашингтоне. У экспозиции, посвященной Франклину Рузвельту, я вдруг услышал весьма нелестные эпитеты в его адрес. И был удивлен - как же так? Вроде против Гитлера воевал бок о бок с Cоветским Cоюзом, в том числе - за расовое равноправие.
- Да если бы не он, геноцида евреев можно было бы избежать! - припечатали друзья.
Рейс обреченных
То, что Америка проявила равнодушие к судьбам людей, которых на родине объявили «унтерменьшами», писалось и ранее. В частности, это видно по судьбе печально известного лайнера «Сент-Луис», который 13 мая 1939 года отправился на Кубу из Гамбурга с 931 еврейским беженцем. Он получил название «Рейс обреченных». Для того чтобы вырваться из нацистской Германии, многие из них распродали все имущество, дали огромные взятки как местным властям, так и кубинским чиновникам. Однако на острове узнали о махинациях главы иммиграционного управления Мануэля Бенитеса, положившего в свой карман полмиллиона долларов, и визы аннулировали. Ни пароходная компания, ни пассажиры не знали, что отправляются в никуда.
Достигнув берегов Кубы, «Сент-Луис» дрейфовал несколько дней, надеясь на то, что людей примут. Поняв, что это не произойдет, он отправился в американские воды. Беглецов не только не приняли - лайнер отгоняли от морской границы США с помощью военных кораблей! В результате он вынужден был вернуться в Германию. Однако большинство пассажиров все-таки спаслись. 287 человек согласилась принять Великобритания, 224 - Франция, 214 - Бельгия и 181 - Нидерланды. Во время немецкой оккупации Западной Европы часть из них попала в сети гестапо, однако 680 человек остались в живых.
Но это капля в море, считают как мои американские друзья, так и писатель Уильям Перл, бывший венгерский адвокат, который принимал участие в спасении евреев, сплавляя их по Дунаю на суденышках для скота. Так спаслись 40 тысяч человек.
Запустили фабрику смерти
В книге Перла «Заговор Холокоста» от автора досталось многим странам, в частности СССР. Он констатирует, что антисемитские настроения были широко распространены в Прибалтике и на Украине. Увы, в этом есть доля истины. Вспомним легионы СС и бандеровцев, которых прославляют на этих ныне независимых территориях.
Но Западу по совокупности досталось гораздо больше. Перл показывает на конкретных примерах, что Гитлер изначально вовсе не планировал уничтожать евреев, желая просто изгнать их из страны. США, как ему казалось, наиболее очевидный для них маршрут.
Понимали это и в Штатах. Ряд политиков даже внес поправки к закону об эмиграционных квотах, которые позволили бы президенту Рузвельту устанавливать их на свое усмотрение. Однако слушания не состоялись. Администрация заявила, что на международной конференции в городе Эвиан (Франция) все вопросы с Гитлером будут решены.
Конференции с особенным нетерпением ожидали 600 тысяч евреев, уже заключенных нацистами в концлагеря. Однако из высоких сфер пришла шокирующая новость. Представитель администрации США Майкл Тэйлор заявил, что США не будут менять для евреев иммиграционное законодательство, не ожидают этого от других стран и не считают, что какая-либо страна должна нести финансовое бремя для спасения евреев.
Через четыре месяца после провалившейся конференции в Эвиане Гитлер предпринял новую попытку изгнать евреев из рейха, организовав 14 ноября 1938 года погромы, которые вошли в историю как «Хрустальная ночь». Перл пишет: «Немцы были настолько уверены, что «Хрустальная ночь» заставит мир открыть двери, что даже приготовились выпустить из концлагерей тех евреев, кому удалось получить визу - в любую страну. Через четыре дня после «Хрустальной ночи» генерал СС Рейнхард Гейдрих, национальный командир гестапо, послал срочную телеграмму в инспекторат концлагерей, а также лично начальнику каждого концлагеря, в которой приказывал отпустить тех евреев, которые могли эмигрировать в течение трех недель». Однако их никто не ждал. После ряда военных побед вермахта нацисты поняли, что им нечего бояться. Фабрика смерти заработала на полную мощь.
Раввин стоит трактора
В мае 1944 года, по информации, второй человек рейха - Генрих Гиммлер предложил США необычную сделку. Он был готов продать миллион евреев, заключенных в концлагеря. А взамен просил поставить следующее: два миллиона брусков мыла, 800 тонн кофе, 200 тонн чая, а также 10 тысяч грузовых автомобилей. Впрочем, немцы были готовы к торгу - самый серьезный пункт, грузовики, они были готовы заменить на какао.
Перл пишет: «Гиммлер согласился продемонстрировать добрую волю. 21 августа 1944 года, получив двенадцать тракторов швейцарского производства, он освободил и вывел к швейцарской границе 318 венгерских евреев из концлагеря Берген-Бельзен. Затем были освобождены еще 1368 человек. Все они были также из Венгрии, почти все ортодоксы, включая многих раввинов».
Можно было тянуть время, торговаться. Возможно, конвейер смерти, который только в одном Освенциме уносил 12 тысяч жизней ежедневно, был бы хотя бы приостановлен. Но Рузвельт сказал «нет».
Может, позиция Перла, который считал, что тогдашнего президента США надо было судить за фактическое попустительство гибели евреев, слишком экстремальна. И все же изложенные факты - еще один аргумент в пользу того, что США не имеют права разговаривать с остальным миром с позиции морального превосходства.