Как Майоров трех генеральных возил
АЛЕКСЕЙ МАЙОРОВ: отвечал за жизнь вождей в воздухе |
Ровно 20 лет назад, 9 марта 1985 года, умер Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.ЧЕРНЕНКО. Через несколько дней на этом посту его сменил М.С.ГОРБАЧЕВ. Со сменой руководителя поменялся и генеральный курс партии. Страна перестала жить под лозунгом «Экономика должна быть экономной!» и с головой окунулась в «перестройку, демократизацию и гласность». Но жил в те годы человек, от которого зависела жизнь вождей, а значит, и судьба всего государства.
Владимир ЗАХАРОВ
Летчик Алексей Майоров замышлял написать книгу. В ней могло бы оказаться много интересного, не известного широкому читателю. О чем, кроме него, никто не смог бы рассказать. Не суждено. Неожиданно Алексей Григорьевич умер. Книга осталась ненаписанной. Сохранились лишь отдельные записи, отрывки интервью.
Эскалатор для Черненко
- Алексей Григорьевич, вы работали шеф-пилотом у трех генеральных секретарей: Юрия Андропова, Константина Черненко и Михаила Горбачева. Известно, что для первых лиц государства автомобили собирались по спецзаказам...
- Самолеты, на которых летали вожди, были обыкновенными серийными машинами отечественного производства: Ил-18, Ил-62, Ту-134 и другие. Ну, может, с немного улучшенной внутренней отделкой. С более дорогой обивкой кресел, например. Выбор машин был довольно ограничен. Так, когда для Черненко понадобился Ил-76, грузовой, пришлось «выбивать» его на стороне. Поскольку в нашем 235-м правительственном авиаотряде такого самолета не оказалось.
К. У.ЧЕРНЕНКО, Ю. В. АНДРОПОВ, М. С. ГОРБАЧЕВ: летали и в туман, и в ураган |
- А зачем Константину Устиновичу был нужен грузовой самолет?
- Ну, тогда целая история приключилась. Как-то отвез я Черненко в Минводы, на новую дачу. Мне сказали, что он пробудет там около месяца, и мне выпал в некотором смысле отпуск. Вдруг через несколько дней среди ночи звонок. И приказ: немедленно вылетать за Черненко. Ему стало хуже. Вылет на Ил-62 через три часа. Передвигаться самостоятельно генсек не может, так что необходимо доставить и специальный эскалатор. Немецкий. На заводе «Мерседес» по нашему заказу изготовили. Сначала своим поручили, но они сконструировали подъемник, вроде лифта. Не подошло.Контрабанда Андропова
- А как вы попали в правительственный авиаотряд?
- Летом 76-го меня срочно вызвал министр гражданской авиации Бугаев. От таких вызовов ничего хорошего не ждешь, и я начал ломать голову, что я мог натворить. Прихожу к министру, а он мне сообщает: принято решение назначить меня заместителем начальника 235-го авиаотряда по летной службе. Недобрая молва шла об этом отряде. О том, что ты постоянно «под колпаком». Потому я ответил, что не согласен. Министр спорить не стал: «Хорошо... пойдешь без твоего согласия». С тех пор довелось мне полетать со всеми членами Политбюро. Был в знаменитом полете Николая Подгорного по Африке. Его как раз во время этого визита и сняли. Освобождали должность председателя Президиума Верховного Совета для Брежнева. Гоняли мы в тот полет с Подгорным шесть самолетов разных типов. И не потому, что статус Председателя Президиума обязывал столько машин гонять. Просто там разные аэродромы. На Мадагаскаре, например, ни Ил-18, ни Ил-62 по весу и размаху крыльев не проходили. Пришлось лететь на Ту-134.С Горбачевым сквозь туман
МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ С ЖЕНОЙ, РАИСОЙ МАКСИМОВНОЙ: вместе не страшно |
- А как вы летали с Горбачевым?
ВЛАДИМИР ПУТИН С СУПРУГОЙ: вот мы и дома |
БОРТ НОМЕР ОДИН
Владимир Путин летает на штучном авиалайнере. За основу был взят ИЛ-96-300 и на Воронежском авиационном заводе «перепрофилирован под особые условия эксплуатации».Общая стоимость самолета - $300 миллионов. Изначально внутри самолет был отделан швейцарцами. Однако окружению Путина что-то не понравилось, всю отделку ободрали и отдали заказ англичанам. На лайнере имеются три бара, комната отдыха с двумя кроватями для президентской четы. Практически все помещения отделаны древесиной ценных пород.
САМОЛЕТ ПРЕЗИДЕНТА: элегантный и большой, как Россия |
Справка
* Дальность полета ИЛ-96-300 - 11 000 км. * Максимальная скорость - 900 км/час. * Грузоподъемность - 40 тонн. * Оснащен четырьмя реактивными двигателями.
САЛОН ЛАЙНЕРА: отделан заботливыми руками англичан |
Кстати
29 сентября 2004 г. с самолетом Путина произошел инцидент в лиссабонском аэропорту Portela de Sacavem. Президентский лайнер с бортовым номером RA-96016 не смог оторваться от взлетно-посадочной полосы из-за стаи голубей. По крайней мере, одна из птиц угодила в воздухозаборник одного из левых двигателей, после чего самолет окутало облако дыма и он прекратил разбег.
СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ: в полете все должно работать, как часы |
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов