Максакова оказалась родственницей фашистского генерала
Вильгельм фон Лееб выступал против расправ над мирным советским населением и находился в оппозиции к Гитлеру.
Овдовевшая Мария МАКСАКОВА, которая незадолго до убийства мужа, бывшего депутата Госдумы Дениса ВОРОНЕНКОВА, призналась, что вновь беременна - скорее всего, будет рожать четвёртого ребёнка в Германии. Оно и не удивительно: у нее гражданство этой страны и куча родственников-немцев по отцовской линии.
Как известно, родилась Мария во втором браке замечательной актрисы Людмилы Максаковой с гражданином ФРГ Петером Андреасом Игенбергсом, доктором физико-математических наук, известным ученым.
- Мама и папа Петера родились в царской России, причем отец - в Латвии, он абсолютный латыш из Риги, - вспоминала Людмила Васильевна. - Мама Петера Зинаида Рудольфовна родом из Эстонии, она урожденная графиня Орлиевская. Родители мужа много чего пережили - и войну, и всякие перипетии. Не вернулись потом ни в Эстонию, ни в Латвию. После многих приключений осели в Мюнхене. Их сын Петер, получив образование физика, подрабатывал гидом с туристами из СССР. Потом нашел работу в Москве.
В столице Советского Союза и произошла его судьбоносная встреча с русской красавицей. К тому времени Людмила Максакова уже родила своего первенца Максима и рассталась с его отцом - художником Львом Збарским, тут же эмигрировавшим в США. И оказалась абсолютно свободна.
Как-то из Польши ее близкой подруге - актрисе Татьяне Егоровой (той самой актрисе, написавшей скандальную книгу о своем романе с Андреем Мироновым. - Е. М.) привезли кроличью шубку. Она предложила ее Людмиле: «Бери немедленно - тебе очень пойдет!»
- Это радостное событие удачно совпало с присвоением мне звания заслуженной артистки РСФСР, - вспоминала позже Максакова. - В один из вечеров позвонила подруга - актриса Микаэла Дроздовская. «Слушай, - говорит, - столько людей хотят тебя поздравить, приезжай сейчас ко мне!» Никаких отказов и слушать не хотела. А для верности прислала за мной двоих «конвоиров»: Лилю Митту и в качестве шофера высокого парня в нелепой ушанке и со смешным прозвищем Ули. Я подумала: «Ой, какой занятный!» Только потом узнала, что на самом деле его звали Петер Пауль Андреас Игенбергс, что он из ФРГ, а в Москве работает в фирме «Антон Олерт» и представительстве «Сименса».
В ресторане, по словам Максаковой, немец начал к ней клеиться. И, провожая домой, предложил стать его женой.
- Естественно, я не восприняла его слова всерьез, - говорила Людмила Васильевна. - Но когда выходила из машины, с ужасом обнаружила, что польская шубка оставила след на плюшевых сиденьях - ворсинки белого меха четко обрисовали мой силуэт. Ну вот, думаю, наделала человеку проблем, да еще как будто знак какой-то оставила. После этого вечера Петер звонил по пятьсот раз в день, встречал и провожал с цветами. Знаете, за мной ухаживали многие мужчины, но Ули просто взял измором, «перепилил». Я его до сих пор зову - Тупая Пила.
В те годы роман с иностранцем, а уж тем более гражданином Западной Германии, считался неслыханной дерзостью. А Максакова даже согласилась стать женой немца, что сразу же создало обоим массу проблем. Например, в Грибоедовском загсе у жениха и невесты потребовали справки о родственниках до десятого колена, на сборы которых ушло несколько месяцев.
Брак Людмилы и Петера оказался на редкость крепким - в мире и согласии пара живет уже больше сорока лет. В счастье и любви росла их дочь Маша, которая одинаково была привязана как к матери, так и к отцу.
- Я наполовину немка. У меня папа - гражданин ФРГ, - любит повторять Мария. И добавляет: - У меня гражданство Германии от рождения, у меня соблюдено и «право почвы», и «право крови».
Новый поворот
Если о своем отце Мария готова разговаривать часами, то об остальных родственниках «по немецкой линии» из нее, как говорится, слова не вытянешь.
Будучи недавно в командировке в Германии, в Баварии, я совершенно случайно попала в гости к семейной паре пожилых немцев, которые, показывая альбом с выцветшими от времени фотографиями, вдруг остановили мое внимание на одной из них:
- Это Вильгельм Йозеф Франц фон Лееб, мы были с ним хорошо знакомы, он жил здесь, в Баварии, в городке Хоэншвангау. Умер в 79 лет в 1956 году. Милейший старичок был, и не скажешь, что перед тобой - генерал-фельдмаршал и видный военный деятель фашистской Германии. Кстати, он не раз говорил нам за кружкой пива, что у него много родственников живет в России, например Петер Игенбергс. То ли дядей, то ли двоюродным дедушкой он ему приходится.
Вот так поворот! Если верить моим собеседникам, то получается Маша Максакова - близкая родня этому генерал-фельдмаршалу?! Рассмотрим эту версию подробнее. Изучаю биографию фон Лееба. Родился все в той же Баварии в семье потомственного военного. Учился в Баварской военной академии, служил в Генштабе. Во время Первой мировой командовал пехотной дивизией.
После прихода нацистов к власти выражал неприязнь к новому режиму. Гитлер даже установил над ним негласный надзор гестапо, а потом и вовсе отправил в запас. Но с началом Второй мировой войны его вновь призвали на службу и назначили на должность командующего группой армий «Ц» на Западном фронте. Во время вторжения в СССР перед группой армий «Ц» (переименованной в группу армий «Север») была поставлена задача уничтожить основные силы противника в Прибалтике и захватить Ленинград.
Когда фон Лееб готовился к последнему штурму города на Неве, неожиданно пришел приказ Гитлера остановить операцию и начать осаду города. А высвободившиеся силы перебросить в распоряжение сил, наступавших на Москву.
Несмотря на категорические протесты фон Лееба, Гитлер стоял на своем. Со временем генерал-фельдмаршал встал в оппозицию к фюреру. Это, а также его протесты против расправ, чинимых СС и СД над мирным советским населением, послужили поводом для отставки в январе 1942-го.
В конце войны фон Лееб был арестован союзниками и приговорен, как военный преступник, всего к трем годам тюрьмы. После чего спокойно доживал свой век в баварской глубинке.
Дочка повторяет судьбу мамы
Возвратившись в Москву, автор этих строк первым делом набрала номер старшей Максаковой, чтобы из первых уст узнать, правда ли, что близким родственником ее мужа является тот самый фон Лееб.
- Сначала все меня доставали расспросами, не являюсь ли я внебрачной дочерью Сталина. Теперь вот немецкой родней интересуетесь. Ничего я вам не скажу! - выпалила Людмила Васильевна и бросила трубку.
Что ж, на данный момент понятно одно. Дочка Максаковой-старшей в какой-то мере повторяет ее судьбу. Ведь в свое время сама Людмила Васильевна променяла всенародную славу на любовь и уехала к мужу за границу, в страну, которая в 41-м напала на Советский Союз. Потом, когда пара решила перебраться в Москву, поклонники со временем все-таки смогли простить актрису. Правда, вернуть былую популярность ей было не суждено. Как теперь все сложится у оперной певицы Марии Максаковой*, покажет время.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов