Сегодня исполняется 25 лет с того страшного дня, когда по прямому приказу Бориса Ельцина силовики расстреляли мирных защитников Белого дома, включая стариков, женщин и детей
Официально во время ельцинского путча против избранного Верховного Совета России погибли 158 человек (130 гражданских лиц и 28 военнослужащих), хотя по подсчетам независимых экспертов количество жертв кровавой бойни исчислялось тысячами.
Лихие 90-е и крах надежд
Победа над путчистами ГКЧП в августе 1991 года и разрушение СССР сделало Бориса Ельцина самым популярным политиком России. Ему, в первую очередь, поверила молодежь, у которой забрезжила надежда на достойную жизнь.
Но уже 1 января 1992 года грянули шоковые реформы правительства Гайдара, полностью отпустившие цены на товары народного потребления и подкрепленные введением грабительского 28-процентного налога на добавленную стоимость.
Цены мгновенно взлетели до небес, «сожрав» накопления россиян, а предприятия попросту перестали платить людям зарплату. Бывшие учителя, научные работники и другие служащие окунулись в мир рыночной экономики, пытаясь заработать на челночной торговле. Их нещадно обирали «братки», которые активно уничтожали друг друга во время переделов сфер влияния. Так начались «лихие девяностые».
Появившийся буквально из ниоткуда Анатолий Чубайс затеял приватизацию государственных предприятий, а каждому жителю страны выдавали ваучер на право владения общегосударственным имуществом.
Но это были обычные бумажки, которые подавляющее большинство граждан с радостью обменивали на реальные деньги, провоцируя появление первых олигархов.
В конце июля 1993 года Центробанк принял решение полностью изъять из обихода денежные купюры советского образца. В ответ в страну хлынул денежный поток из других стран СНГ, а инфляция вновь резко взметнулась вверх. В страну вернулась почти позабытая нищета.
Начало противостояния с парламентом
Первый российский парламент состоял в большинстве своем из представителей трудовых коллективов, имевших поддержку на местах и не проплаченных новыми олигархами. Они открыто выступили против экономической политики Бориса Ельцина и правительства Виктора Черномырдина, потребовав их отставки.
Мятежных депутатов поддержал председатель парламента Руслан Хасбулатов и большинство соратников Ельцина, которые стояли рядом с президентом во время августовских событий 1991 года. Они призывали Ельцина добровольно уйти в отставку.
В ответ президент первым пошел в атаку. 21 сентября 1993 года он издал спорный с точки зрения Конституции указ о роспуске Съезда народных депутатов. Три дня спустя депутаты назвали происходящее государственным переворотом и отстранили Ельцина от власти. А Ельцин, в свою очередь, лишил мятежников депутатских мандатов.
Конфликт нарастал. Возле Белого дома собирались многотысячные митинги защитников парламента.
Положение парламентариев осложнялось тем, что в руках президента остался весь силовой блок, включая КГБ, МВД и Министерство обороны, а также все СМИ. Умело разыграли и карту с национальностью Руслана Хасбулатова. Сотрудникам милиции и военным внушалось, что тот мечтает окончательно развалить страну, вернув сталинские лагеря. Естественно, силовики вполне осознанно приняли сторону «более русского» Ельцина.
Первая кровь
Примерно в 14.00 3 октября участники десятитысячного митинга, собравшиеся на Октябрьской площади, решили прорываться на помощь блокированным защитникам Белого дома. Направляясь к Крымскому мосту, толпа буквально смела милицейское оцепление. Подозрительные молодые люди начали атаковать правоохранителей принесенными с собой камнями, а те в ответ применили дубинки, слезоточивый газ и открыли огонь на поражение.
Около 15.00 были зафиксированы первые жертвы ельцинского путча. Погибли 26 митингующих и два противостоявших им милиционера.
Примерно в 15.45 по протестующим открыли огонь снайперы, засевшие на крышах гостиниц «Мир» и «Украина». Огонь велся хаотично, а его жертвами становились и протестующие, и силовики.
Ровно в 16.00 Борис Ельцин объявил в Москве чрезвычайное положение и подписал чудовищный указ № 1575, полностью освобождающий армию от уголовной ответственности за уничтожение протестантов. Фактически это был прямой приказ устроить беспощадную бойню.
В это время сторонники парламента под руководством Александра Руцкого без какого-либо серьезного сопротивления захватили московскую мэрию, а всех находившихся в ней силовиков немедленно отпустили.
К 19.30 было захвачено «Останкино», а телевещание было полностью прекращено. Уже через 10-15 минут протестующих начали расстреливать окружившие телецентр бойцы дивизии МВД имени Дзержинского. Стреляли даже по прибывающим машинам «Скорой помощи» и медработникам в белых халатах.
Только по официальной статистике, в «Останкино» убили 46 человек, хотя независимые исследователи говорят о более чем 500 погибших.
Черное 4 октября российской истории
Примерно в полпятого утра 4 октября Дом Советов окружили бойцы Таманской и Кантемировской дивизий, Тульской дивизии ВДВ и 119-го полка ВДВ, дивизии МВД имени Дзержинского и Смоленского ОМОНа.
В 06.50 была совершена первая попытка штурма здания российского парламента, во время которой не сориентировавшиеся на местности силовики ошибочно открыли огонь друг по другу. Погибли девять солдат и милиционеров, сгорели 6 БТРов.
Примерно в 8 утра агрессия достигла апогея. Прибывшие на место МПП и БТРы начали расстреливать баррикады из крупнокалиберных пулеметов.
Лейтенант Шубочкин позднее рассказывал, что на его глазах снайперы ранили какого-то полковника. Когда из здания Белого дома к нему выбежали две машущие белыми платками женщины-санитарки в белых халатах, снайпер сначала хладнокровно пристрелил их, после чего добил и самого полковника.
В 10.00 команду открыть огонь по Белому дому получили танкисты Таманской дивизии. Позднее их командиры рассказывали, что всего было выпущено 12 снарядов – 10 осколочно-фугасных и 2 подкалиберных. Да и то стреляли только по комнатам, в которых заведомо отсутствовали защитники.
Сторонники парламента рассказывают, что подкалиберные снаряды буквально прошивали Белый дом, оставляя на выходе провалы в несколько этажей. Находящихся внутри людей буквально разрывало на части, а полы во многих кабинетах до порога были залиты человеческой кровью.
Сдались, спасая жизнь россиян
Такой беспредельной жестокости никто не ожидал, и Александр Руцкой дал команду сдаться. Первые сдавшиеся вышли из Белого Дома примерно в половине третьего, после чего обстрел здания возобновился.
Массовый выход протестующих из Дома Советов начался в 16.45. Примерно в 6 часов вечера из здания вышли Руцкой, Хасбулатов и генерал Альберт Макашов, которых немедленно арестовали.
Стрельба в отдельных районах Москвы продолжалась почти всю ночь с 4 на 5 октября, после чего всякое сопротивление протестующих было полностью подавлено.
Скрытые следы преступления
Расследование событий сентября-октября 1993 года на удивление быстро замяли. 12 декабря 1993 года была принята действующая и сегодня Конституция России, значительно расширяющая права Президента, а 23 февраля 1994 года уже новая Государственная Дума объявила о полной амнистии всех участников ельцинского путча (с обеих сторон).
Несмотря на многочисленные баллистические экспертизы, членам следственной комиссии так и не удалось доказать, что хотя бы один человек погиб от оружия, которым владели митингующие.
26 военнослужащих и сотрудников МВД стали Героями Российской Федерации, а еще 20 человек, включая корреспондентов различных СМИ, наградили орденами «За личное мужество». Некоторых посмертно.
Официально погибшими признали 158 человек, еще 423 - получили ранения различной тяжести. Но независимые источники считают эти данные значительно заниженными.