Эмансипация и нигилизм сделали из респектабельной дочери высокопоставленного семейства государственного преступника. 13 сентября 1853 года родилась Софья Перовская, руководившая ликвидацией императора
Дети в обеспеченных семьях чаще всего растут окруженные няньками, не смеющими окрикнуть или отшлепать непослушное барское чадо, а изобилие с детства приводит к тому, что барчуки вырастают капризными и чаще всего сами не знают, чего хотят. Видимо, таким ребенком росла и Соня.
13 сентября 1853 года родилась Софья Перовская, руководившая ликвидацией императора Александра II.
После пирожных хочется черного хлеба
165 лет назад в семье графа Льва Перовского появилась дочь – красивая девочка, которую в семье любили и баловали. Ранние годы она провела в Санкт-Петербурге, где ее отец служил ни много ни мало столичным губернатором, и в крымском родовом имении.
В свои 16 лет Соня поступила на женские курсы, где ей должны были преподать объем знаний, рассчитанный на мужчин. Дело в том, что обычные учебные заведения для дам предполагали обучение грамотности, манерам и рукоделию в объеме, достаточном для будущей семейной жизни. Соне же хотелось большего, а в рамках Аларчинских курсов готовили преподавателей.
Уже через год, проникнувшись идеями, вложенными ей в голову новыми подругами, сестрами Корниловыми, Соня поссорилась с отцом, который уговаривал ее не связываться с «неблагонадежными элементами». Она сбежала из дома, поселившись у тех же Корниловых, и полностью посвятила себя революционной деятельности.
Еще через год Софья уже сама создала народнический кружок, в задачи которого входило не только политическое просвещение простого народа, но и организация террора. Народовольцы планировали вроде бы благое дело: демократические изменения в государстве. Вот только собирались привести их в действие террористическим путем. Софья сама «ходила в народ», агитировала, доказывала необходимость проведения реформ.
За семь лет, с 1872 по 1879 годы, Перовская стала признанной революционеркой. Она была дважды арестована, осуждена и даже отправлена в ссылку. В дороге Софье удалось бежать, и с тех пор она жила на нелегальном положении.
В революцию играючи
Русский царь был главной целью народовольцев и их личным врагом. Чтобы подобраться к нему, Перовская разыгрывала целые представления: душа жаждала не только террора, но и театра. Чего стоит только попытка подорвать царский поезд осенью 1879 года!
Народоволец Гартман и Перовская поселились в домике рядом с железной дорогой под видом путевого обходчика и его жены. И успешно отыгрывали роль семьи все то время, пока рылся подкоп под железнодорожное полотно и готовилось его минирование. Однако в тот раз покушение не удалось: взрыв прозвучал уже после того, как поезд с царем уехал.
Не удались и еще пять попыток покушения на Александра. То царь отсутствовал в месте планируемого теракта, то менялся порядок прохождения поездов, то вагоны были расположены в другом порядке, то не успели с подкопом, то опоздал террорист. Организация была та еще.
Чем народодовольцам не угодил царь-реформатор
Вообще, странно, что террористы ополчились именно на этого царя. Александр II был действительно великим реформатором. При нем отменили крепостное право, ликвидировали военные поселения, передали управление городами в руки горожан, учредили земство – систему самоуправления в деревне. Кроме этого были проведены еще несколько реформ, от которых выиграл народ.
Читайте также: Героиня или шизофреничка: совершала ли подвиг Зоя Космодемьянская?
Конечно, реформы были не идеальны и не могли удовлетворить всех, но они были. И на этом фоне вдруг появляются бомбисты-народовольцы, упорно пытающиеся сжить царя со свету.
Очередная акция народовольцев 13 марта 1881 года стала для царя роковой. Софья Перовская тогда возглавила разведку, расчертила план покушения с определением мест для каждого исполнителя и лично дала отмашку соратникам, приведшим в действие бомбы.
Удачное покушение на царя
Первая бомба взорвалась, не принеся царю вреда. Но, когда Александр вышел из кареты поддержать раненых, ему под ноги бросили еще одну бомбу. Взрыв разорвал ноги императору, и он истек кровью по дороге во дворец. Гриневицкий, метнувший ссмертельный для царя заряд, и сам скончался от полученных ран. Рысаков, бросивший первую бомбу, на допросах выдал всю организацию народовольцев. В числе прочих была арестована и Софья Перовская.
Участники покушения были приговорены к смерти. Их повесили на Семеновском плацу (теперь это Пионерская площадь Санкт-Петербурга). На месте гибели императора была возведена часовня, впоследствии превратившаяся в знаменитый храм Спас на Крови.
В советские времена Софью Перовскую чтили как героя-революционера. Ее именем называли школы и комсомольские дружины, ей ставили памятники и упоминали в учебниках.
Но в современной России взгляды на террор изменились кардинально. Революции делают сытые. Это они на досуге под хруст французской булки разрабатывают сценарии свержения власти, организуют бедных, подстрекают их к действиям, выводят на улицы и подставляют под пули. Сами же чаще всего остаются в тени до тех пор, пока не приходит время делить освобожденный чужими усилиями трон и прилагающуюся к нему кормушку.
А те, кто проливал кровь на улицах и делал всю грязную работу, чаще всего остаются ни с чем. Им достается только уверенность, что они что-то решают. У взращенной в сытости и благополучии Софии в руках тоже была не бомба, а всего лишь платок, взмахом которого она отослала на смерть других людей.