Через Facebook устроили Brexit, выбрали Трампа и расшатали Ближний Восток

Известная во всём мире соцсеть: атомная бомба XXI века

Известная во всём мире соцсеть: атомная бомба XXI века

Расследование швейцарского журнала «Das Magazin», как специальная технология личностной рекламы в соцсети Facebook повлияла на выборы в США и референдум в Великобритании, многие западные журналисты уже назвали «тестом года». Правда, нужно учитывать, что для авторов статьи Brexit и ТРАМП - это откровенно плохо. Дескать, «злодеи» с помощью манипуляций смогли дестабилизировать систему. Мы в России оцениваем перемены на Западе по-другому. Но трудно не согласиться, что новые методики влияния на людей в социальных сетях можно смело приравнять к оружию массового поражения.

Многие «цветные революции», прокатившиеся по бывшим республикам СССР и другим странам, могли бы и не состояться, если бы не существовало соцсетей. Скажем, своеобразным выстрелом «Авроры», послужившим сигналом для начала протестов на Украине в 2014 году, стало вполне миролюбивое сообщение на «фейсбуковской» страничке журналиста Мустафы Найема: «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей». Хештег #евромайдан быстро стал хитом в интернет-пространстве. Результаты известны: за три года десятки тысяч людей погибли, сотни тысяч покалечены, миллионы влачат полунищенское существование.

Однако это пример лобового воздействия на массы. Уже разработаны гораздо более тонкие методики. И они дают фантастические результаты. Вопрос в том, кто их использует.

 

68 лайков

Альберт Эйнштейн и Роберт Оппенгеймер известны всему миру как ученые, имеющие отношение к появлению атомной бомбы. Имя Михала Козинского мало что кому скажет. А ведь именно он создатель методики, с помощью которой мир изменился до неузнаваемости.

Вот что пишут швейцарцы: «Психометрия, которую иногда зовут психографией, представляет собой попытку измерить человеческую личность. Но для этого нужно, чтобы человек заполнил огромный опросник».

Изучением личности как раз и занимался юный студент Кембриджа из Варшавы Козинский в Центре психометрии. Но в 2008 году он вдруг понял, что опросника, чтобы узнать о человеке все, больше не требуется. Ведь есть же соцсети! Уже четыре года существовал Facebook, который давал всю нужную информацию. Михаил пришел к выводу, что анализа 68 лайков достаточно, чтобы определить цвет кожи испытуемого, его сексуальную ориентацию и приверженность Демократической или Республиканской партии. Но методика совершенствовалась.

- Скоро модель смогла лучше узнавать личность после десяти изученных лайков, нежели его коллеги по работе, - пишут швейцарцы. - После 70 лайков - лучше, чем друг. После 150 лайков - лучше, чем родители. После 300 лайков - лучше, чем партнер. С еще большим количеством изученных действий можно было бы узнать человека лучше, чем он сам.

Михаил КОЗИНСКИЙ боится собственной тени. Фото: facebook.com/michal.kosinski

 

Опасно для жизни

А ведь, помимо лайков, есть еще фотографии и тексты, размещаемые на страничке в соцсети. У каждого пользователя имеются друзья (френды), состав которых так же много говорит о человеке.

- В день, когда Козинский опубликовал статью о своей модели, он получил два звонка: жалобу и предложение работы. Оба звонка были из компании Facebook, - информирует «Das Magazin».

Как же нами манипулируют? Вы, возможно, заметили: если вбиваете в поисковик запрос «Купить стиральную машину», то вскоре, заходя в Интернет, будете видеть рекламу магазинов по продаже бытовой техники. А если искали билеты к морю - то телефоны турагентств.

- Интернет давно следит за нами, - поясняет руководитель аналитического центра «Латона» Анатолий Тонких. - Реклама ориентируется на ваши потребности, которые вы сами демонстрируете. Система Козинского пошла еще дальше. С учетом ваших склонностей алгоритм подбирает материалы, чтобы побудить вас к конкретным действиям. Любите собак? Прочтете заметку о чудесном политике, который обожает лабрадоров. Недолюбливаете азиатов? В ленте появится статья, что вы должны голосовать за такого-то кандидата, потому что он снесет все вьетнамские рынки. И так далее.

Козинский все это прекрасно понимал. И начал ставить на своих публикациях предупреждения, что его методы «могут нести угрозу благополучию, свободе или даже жизни людей». Подобно Оппенгеймеру с Эйнштейном, которые предостерегали политиков от баловства с атомной энергией.

 

 

Той же монетой

В начале 2014 года к Козинскому обратился представитель фирмы SCL - Strategic Communications Laboratories («Лаборатории стратегических коммуникаций»). Ученый почувствовал неладное и отказался. Позже он узнал, что эта фирма ответственна за кризисы в развивающихся странах, помогала НАТО разрабатывать методы психологической манипуляции гражданами Афганистана и так далее.

Однако оружие могут держать разные руки. Антиглобалисты отплатили идеологическим союзникам Хиллари Клинтон, которые ниспровергали режимы с помощью Интернета, той же монетой. Организаторы выхода Великобритании из ЕС и команда Дональда Трампа наняли «зловещую», как написали про нее швейцарцы, организацию Cambridge Analytica, которая являлась дочерней компанией SCL. В то время как британских сепаратистов и американского политика-маргинала полоскали ТВ и прикормленные журналисты печатных СМИ, миллионы людей в соцсетях читали альтернативную точку зрения, сформулированную под конкретного пользователя. Высокомерный консерватор Дэвид Кэмерон и спесивая манипуляторша Хиллари Клинтон, уверенные в своей победе, были жестоко посрамлены.

 

220 миллионов психограмм

- А какое это ко мне имеет отношение? - может спросить иной читатель. - Меня в «Фейсбуке» не было и нет.

Такое возможно, хотя количество пользователей соцсетей растет в геометрической прогрессии. Однако существует так называемое понятие Big Data - это цифровой след, который мы оставляем в Интернете. Запросы в поисковиках, маршрут передвижения, когда телефон лежит в кармане, история платежей по кредитке. Эксперты утверждают, что можно легко просчитать темперамент обладателя смартфона, по тому… как он размахивает руками. Представьте себе, ваш любимый гаджет может дать про вас и такую информацию! Мы все, как говорил Штирлиц, «под колпаком у Мюллера». Или почти все - в России охвачены Интернетом 68 процентов граждан.

Представьте, что будет, если мастера электронной манипуляции, которые сейчас работают по найму, захотят взять власть в свои руки? Например тот же глава Cambridge Analytica - Александр Джеймс Эшбернер Никс, который помог выиграть Трампу выборы. Британцу и щеголю, который всегда носит костюм, модные роговые очки, зачесывая светлые волнистые волосы назад, всего 41 год. И он очень амбициозен!

Александр НИКС знает всё про каждого американца

 

Доктор Зло

Если Козинский - это цифровой Эйнштейн, создавший теоретическую основу для электронного оружия массового поражения, то Никс - цифровой Оппенгеймер, который привел в действие детонатор. Его возможности поражают воображение.

- У нас имеются психограммы всех совершеннолетних жителей США, это 220 миллионов человек, - с гордостью заявил Никс на конференции Республиканской партии. Иными словами, к каждому американцу теперь можно подобрать индивидуальный ключик, беззастенчиво манипулируя его волей. «Вы лишь подставьте ухо, и коль оно не глухо - я знаю, что туда налить!» - пела Тень в фильме Михаила Козакова по пьесе Шварца. Самого же Никса в соцсетях прозвали Доктором Зло.

Можно ли перехитрить систему? Увы, шансов нет. Компьютерная реальность будет все больше совершенствоваться, подчиняя нас своей воле. Точнее, воле тех, кто является ее творцом. Единственный выход - вернуться к нормальному, не цифровому общению. Поменьше слать эсэмэсок, побольше гулять с друзьями в лесу. Не забивать голову блогерской заумью, а взять, к примеру, с полки томик Пушкина. Александр Сергеевич вас не заставит покупать третий за год пылесос или голосовать «за кого положено».

Последуйте примеру Билла Гейтса. Тот разрешал своим детям зависать у компьютера не больше 45 минут в сутки. Создатель Microsoft уж точно понимает, что грозит человечеству!