Что будет, если Грузия вступит в НАТО?
Что об этом думают в России?
Ответ российских руководителей однозначен. Премьер-министр Дмитрий Медведев объяснил грузинским политикам, что любая агрессивная политика в отношении России, а также вступление Грузии в НАТО чревато катастрофой.
По словам заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, жесткий ответ Медведева связан с позицией нового грузинского президента, который долгое время воздерживался от резких заявлений по поводу событий 2008 года, но недавно оказалось, что его интерпретация событий ничем не отличается от того, что заявлял Михаил Саакашвили.
«Риторика грузинского президента расходится и с позицией европейского сообщества, которое признало тот факт, что именно грузинская сторона развязала военный конфликт. Кроме того, в Тбилиси не могут не понимать, что сейчас, когда в Абхазии и Южной Осетии есть российские военные базы, то все разговоры о присоединении этих республик к Грузии выглядят как нападение на Россию», — комментирует Жарихин.
При этом жесткость высказываний именно Дмитрия Медведева политологи связывают с тем, что именно в его президентский срок произошли трагические события 2008 года.
«Мы должны понимать, что для Дмитрия Медведева это был главный политический поступок его президентства. Когда он проявил силу воли и принял на себя ответственность», — говорит политолог Сергей Марков.
Грузия может развязать новую войну?
Политолог Сергей Марков считает, что вступление Грузии в НАТО действительно чревато катастрофой, потому что позволит грузинским властям развязать уже не локальную, а ядерную войну.
«НАТО гарантирует своим членам территориальную целостность. Получается, что Североатлантический альянс обязан будет отвоевать Абхазию и Южную Осетию для Грузии. А это уже конфликт между ядерными державами, — поясняет Марков. — Другое дело, что вероятность получения статуса полноценного члена НАТО у Грузии мала. Скорее всего, страна получит промежуточный статус. И даже в этом случае повышается возможность столкновения военных машин альянса и России».
Статус неполноправного члена, по мнению экспертов, является одним из вариантов развития событий. Возможно использование американцами и «корейского варианта».
«США могут заключить двусторонний договор с Грузией, в рамках которого смогут разместить там даже свою базу. Но никакого восстановления территорий в пределах Грузинской ССР на момент распада Союза не будет, — считает Владимир Жарихин. — Они могут пообещать, как корейцам, — защищать в пределах нынешних границ, но не отвоевывать».