Под прикрытием российской организации в Аргентине западенские агенты влияния чувствуют себя как дома
Мы продолжаем рассказ о том, как работают российские загранучреждения в Аргентине (см. публикацию «Потемкинские деревни на берегах Ла-Платы»). Что скрывается за фасадом внешнего благополучия, которое порой окружает деятельность наших представительств за рубежом? Об этом читайте в расследовании «EG».
В январе 2015-го, в год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, российские альпинисты организовали патриотическую акцию «Знамя Победы над Аконкагуа». Так называется самая высокая гора на американском континенте, и расположена она в аргентинской провинции Мендоса. На ее вершину совершили восхождение россияне, доставив туда копию легендарного штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии. В Буэнос-Айресе с успехом прошла встреча с альпинистами, в которой приняли участие как аргентинцы, так и наши соотечественники. На встрече было зачитано приветствие, присланное главой Волгограда Андреем Косолаповым (среди альпинистов был представитель города-героя).
Вскоре после этого события посол РФ в Аргентине Виктор Викторович Коронелли, давая интервью информационному агентству РИА-Новости, назвал патриотическую акцию российских альпинистов «специфическим туризмом», приравняв ее участников к любителям танго, которые приезжают в Аргентину брать уроки у местных танцоров.
По своей сомнительности это суждение руководителя посольства может поспорить разве что с перлами, которые регулярно появляются на сайте другого росзагранучреждения, функционирующего в Аргентине. Речь идет о представительстве Россотрудничества – Российском центре науки и культуры (РЦНК). На его странице в интернете, например, написали недавно, что Ленинград в годы войны был «оккупированным» городом.
Авторство подобных перлов принадлежит Ольге Муратовой, командированной из Москвы сотруднице, которая вот уже десять месяцев «рулит» представительством Россотрудничества в Буэнос-Айресе. Туда ее десантировали прямо из кресла секретарши одного из начальников Федерального агентства. У 28-летней дамы, по информации наших источников, – большие пробелы в образовании, зато очень хорошие отношения с послом Коронелли. Прибыв в прошлом году в Аргентину, Муратова не имела ни малейшего представления ни о самой стране, ни о российско-аргентинских связях. Присутствуя на некоторых мероприятиях, она просто не понимала, о чем идет речь. Причина этих затруднений простая: Муратова не владеет испанским языком, на котором говорят в Аргентине. (Видимо, в Россотрудничестве при отправлении в долгосрочную загранкомандировку знание языка и страны теперь не является обязательным условием, – Е.О.)
Все это не помешало бывшей секретарше развить бурную деятельность на площадке Российского центра науки и культуры, чему активно способствовал посол Коронелли. Для проведения акций по принципу «Главное – открыть» тут возникали неограниченные возможности. (Именно таким принципом руководствуется в своей работе российская дипмиссия, о чем мы рассказывали в предыдущей публикации, - Е.О.) Неважно, сколько человек присутствует на мероприятии в РЦНК – шесть или десять. Если назвать это «конференцией», то вполне можно поставить галочку и отчитаться о проведении. Или же состряпать халтурную фотовыставку и объявить, что она пользуется большим успехом. Ситуация была бы совсем печальной, если бы не манна небесная - чемпионат мира по футболу и выход в его финальную часть сборной Аргентины. Местные болельщики с их темпераментом помогли оживить картину культмассовой работы. К сожалению, даже в этом беспроигрышном деле не обошлось без конфузов. Посол с Муратовой посулили аргентинцам, едущим в Россию, что будут выдавать паспорта болельщиков прямо в РЦНК. Это оказалось мифом, но, к счастью, не помешало тысячам фанатов посетить великолепный футбольный праздник.
Но вернемся к Муратовой. Ободренная поддержкой посла, экс-секретарша пустилась во все тяжкие.
При РЦНК в Буэнос-Айресе функционируют курсы русского языка, на которых учатся как наши соотечественники, так и аргентинцы. Занятия с ними многие годы вели авторитетные преподаватели, пользовавшиеся большим уважением у студентов. Для последних стало настоящим шоком, когда Муратова, не умеющая грамотно писать по-русски, обвинила лучших педагогов в некомпетентности и вынудила их уйти из РЦНК. Возмущенные студенты начали писать жалобы в Москву, в Россотрудничество, но оттуда их отсылали за справедливостью к самой Муратовой и в российское посольство.
Поначалу показалось, что зарвавшаяся экс-секретарша просто хочет продвинуть на преподавательские места своих людей. Так и произошло, но истинный смысл её действий стал понятен, лишь когда выяснилось, кем являются муратовские фавориты.
Вот их имена – Ирина Кубриш (она же – Кузнецова) и Ирина Руденко. Обе, по информации наших источников, приняты на курсы при РЦНК как педагоги по русскому языку. И они действительно на нём говорят, одна вполне прилично, другая с сильным акцентом, но сфера их интересов и настоящая деятельность никак не связаны с русским языком. Кубриш и Руденко являются активистами ультранационалистической украинской организации «Просвита» (см. фото).
Эта организация, имеющая филиалы в разных странах, располагает в Аргентине широкой сетью отделений. Через них «Просвита» вербует сторонников и пропагандирует махровый украинский национализм. Одновременно она ведет изощренную антироссийскую пропаганду, используя для этого любые возможности: от бытового общения и распространения печатной продукции до организации интернет-кампаний и публичных мероприятий. Члены «Просвиты» выходили на манифестации у российского посольства в Буэнос-Айресе, пытались устроить акцию протеста во время визита в Аргентину в 2014 году президента РФ Владимира Путина. Их последняя «агитка», запущенная через фейсбук по случаю чемпионата мира по футболу, называется «покажем Путину красную карточку» (см. фото).
И Кубриш, и Руденко, помимо преподавания, привлекаются Муратовой для проведения общественно-политических мероприятий.
Мы не знаем, как правильно называть украинских ультра-националистов, действующих под «крышей» российского загранучреждения. Следует ли их называть «агентами влияния» или просто «агентами»? Какие они продвигают концепции и что говорят о России, прикрываясь маской преподавателей? К чему имеют доступ в представительстве Россотрудничества и как этим пользуются? Ответов на эти вопросы у нас нет, и будет, наверное, правильнее, если их поиском займутся иные инстанции.
Нас же интересует вот какой аспект данной истории. Знает ли о происходящем посол Коронелли, оказывая экс-секретарше широкую поддержку? Или же это второй случай за короткий период времени, когда Виктора Викторовича подводит его «тонкое» кадровое чутье. Ведь завхоз, пронесший в посольскую школу чемоданы с наркотиками, тоже пользовался поддержкой посла и получил от него отличную характеристику по результатам загранкомандировки. Виктор Викторович рекомендовал и впредь использовать его для работы за рубежом. Завхоза, слава богу, остановили спецслужбы, не дав ему развернуться.
(По информации, опубликованной в российских и аргентинских СМИ, летом 2016 года завхоз дипмиссии РФ в Аргентине пронес в посольскую школу 12 чемоданов с кокаином, спрятал их в подсобном помещении, после чего уехал в Россию в связи с окончанием срока своей зарубежной командировки. Полгода спустя чемоданы обнаружил новый завхоз, который сообщил об удивительной находке послу. Тот, в свою очередь, проинформировал Москву, а затем – аргентинские спецслужбы, после чего началась совместная российско-аргентинская спецоперация по пресечению канала поставки наркотиков. В Аргентине, России и Германии были задержаны подозреваемые. Расследование продолжается, – Е.О.)
Успеют ли остановить экс-секретаршу?
По завершении битвы с наркодельцами в Буэнос-Айресе Виктор Викторович жаловался журналистам, что ему пришлось более года «сидеть» на чемоданах, набитых кокаином, а это – «серьезная психологическая нагрузка».
Теперь послу будет легче. За тем, как будет развиваться сюжет с Муратовой, он сможет следить на расстоянии. Как мы уже сообщали, посла Коронелли перевели в Мексику.