40 дней Трампа. Президентство скандального миллиардера может закончиться уже в декабре
Если 19 декабря коллегия выборщиков проголосует против кандидатуры Трампа, он так и не станет президентом США. По закону, возглавить страну сможет лишь тот, кто на 41-й день после народного волеизъявления получит поддержку большинства представителей от каждого штата, так называемых выборщиков. Непонятно? Попробуем разобраться.
Если бы популярный сатирик Михаил Задорнов вынужден был объяснять особенности избирательной системы США, то, скорее всего, начал бы так: «Собрались в 1787 году отцы-основатели Соединенных Штатов и вынесли вердикт американским избирателям: «Ну, тупы-ы-ы-е-е-е....»
Шутки шутками, но 229 лет назад составители американской Конституции действительно не желали доверить своему народу право напрямую выбирать президента. И, надо признать, основания к этому были.
Последний рубеж
Штатов много и законы везде разные. Где-то существовал имущественный ценз, право голоса лишь для богатых. Где-то по прежнему нельзя было голосовать неграм (термин «афроамериканцы» был тогда не в ходу). Как все это совместить? К тому же миллионы нищих и безграмотных людей пойдут за любым, кто посулит им небо в алмазах.
Предлагали, чтобы главу государства выбирал Конгресс, то есть парламентарии. Но посчитали, что тогда есть риск зависимости президента от небольшой группы людей, отдавших за него голос. Так появились выборщики — представители штата из числа уважаемых людей. Своеобразная прокладка между избирателями и кандидатами.
В настоящее время коллегия состоит из 538 выборщиков, что соответствует численности Конгресса (435 членов Палаты представителей и 100 членов Сената) плюс три выборщика от федерального округа Колумбия, где расположена столица США. Но откуда они берутся? Их список составляет каждая партия, принимающая участие в выборах. Какая больше набрала голосов, выборщики той и голосуют.
В чем же разница? Представители партии, это не обязательно представители данного кандидата. Скажем, конкретный выборщик разделяет идеалы республиканцев. Но он может прийти к выводу, что кандидат, за которого отдало голоса большинство — опасный популист, избрание которого повлечет неисчислимые бедствия для страны. И проголосовать против. То есть выборщики — это последний защитный механизм американской демократии. Но не все так просто...
Первый посол в России
Бунтари не нужны никому. В большинстве штатов, если выборщик голосует против воли большинства, он считается «недобросовестным». И могут даже привлечь к ответственности, скажем, оштрафовать на тысячу долларов. Вот вам и «последний рубеж». К чему тогда было весь огород городить?! С другой стороны — «штука баксов» в вопросах избрания президента — сущий пустяк.
Далее, согласно закону от 1887 года, если в отдельно взятом штате голоса выборщиков разделятся, Конгресс может оспорить эти результаты и принять решение о том, признавать их или нет. Если никто из кандидатов не наберет необходимых 270 голосов выборщиков, то тогда президента должна определить палата представителей США. И вот это самый интригующий момент.
В истории США был лидер, который не набрал ни большинство голосов избирателей, ни большинство голосов выборщиков. Это Джон Куинси Адамс в 1825 году, 6-ой президент США, который, к слову, успел побывать до этого первым в истории послом США в России. Тогда наши отношения были не в пример лучше. Но сейчас не об этом. Формально поводы для обструкции Дональду Трампу найти можно.
Государства в государстве
Всполошились вечные аутсайдеры, партия «зеленых», которая потребовала пересчета голосов в трех штатах, которые всегда считались вотчиной демократов — Мичигане, Пенсильвании и упомянутом нам Висконсине. Трамп в сердцах уже обозвал лидера партии Джилл Стайн «мошенницей». А тут еще на сайте Change.org размещена петиция, призывающая коллегию выборщиков «спасти Америку» от брутального миллиардера. К настоящему времени ее подписали более 4,6 миллиона человек. И шесть выборщиков, ранее обещавших голосовать за Трампа, перебежали к «народному президенту» Клинтон.
«Народному», как ее зовут сторонники, потому что за Хиллари проголосовало на два миллиона человек больше, чем за Дональда. Вот, к слову, еще одна странность избирательной системы США. Дело в том, что каждый штат в Северной Америке — это, по сути, отдельное государство, за которым закреплено определенное количество выборщиков.
Поясним на примере: если на выборах в самом малонаселенном штате Висконсин придут все его жители — 568 158 человек и проголосуют за одного кандидата, а в Калифорнии (там проживает 12 процентов населения США), к избирательной урне явится всего один гражданин и отдаст голос другому, то перевес будет все-равно у Калифорнии. Так как за ней закреплено 55 выборщиков, а у маленького Висконсина всего три. Хотя в этом году как раз «висконсины» победили Солнечный штат, голосовавший за Клинтон — не количеством голосовавших, а как раз числом выборщиков. В общем, Кубик Рубика какой-то, а не избирательный процесс...
Шансы на успех
Что же случится, если «трон» все же перейдет к Хиллари Клинтон? Определенно, очень серьезные проблемы. «Выборы практически стали культурной гражданской войной между двумя Америками, и сторона Трампа показала себя куда более мобилизованной и сплоченной, чем армия Клинтон», — считает обозреватель журнала The Atlantic Рональд Браунштейн. А значит, в глотку им победу Клинтон не запихнешь.
В американской прессе накануне выборов даже проходили репортажи, что некоторые подразделения гражданской милиции, как например, в местечке Джексон, штат Джорджия, готовы были выступить с оружием в руках на стороне Трампа. Может такое начаться...
Впрочем, серьезные аналитики за Трампа не слишком переживают. Для победы Клинтон нужно перетянуть на свою сторону 37 выборщиков, что практически нереально. Учитывая, что она уже признала победу Трампа, возможность маневра для Хиллари крайне ограничена. Что касается возможного назначения президента Конгрессом, то республиканцы контролируют обе палаты парламента. Многие из парламентариев, правда, на дух не переносят обладателя экзотической прически, но отдать из-за этого президентский пост конкурентам?! Верится с трудом.