Личность команданте вызвала жаркие споры и расколола общество даже после его смерти
Личность команданте вызвала жаркие споры и расколола общество даже после его смерти
Тиран умер…
Новоизбранный президент США Дональд Трамп написал в своем Twitter-аккаунте о кончине лидера кубинской революции Фиделя Кастро предельно кратко, воздержавшись от каких-либо заявлений или оценок: «Фидель Кастро мертв!». Волю эмоциям новый президент США дал в официальном заявлении прессе, назвав Кастро «жестоким диктатором, который подвергал репрессиям собственный народ в течение почти шести десятков лет», и выразив надежду, что после кончины Кастро кубинское общество «станет более свободным. «Наследие Фиделя Кастро - это расстрельные команды, воровство, невообразимые страдания, бедность и отрицание базовых прав человека», - подытожил Трамп.
Fidel Castro is dead!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 26 ноября 2016 г.
Избранный 48-й вице-президент США Майкл Пенс увидел в смерти Кастро надежду на светлое будущее Кубы – в одной «упряжке» с США. «Тиран Кастро умер. Зарождается новая надежда. Мы будем вместе с угнетенным кубинском народом за свободу и демократию Кубы. Да здравствует свобода Кубы», - написал Пенс в Twitter.
The tyrant #Castro is dead. New hope dawns. We will stand with the oppressed Cuban people for a free and democratic Cuba. Viva Cuba Libre!
— Mike Pence (@mike_pence) 26 ноября 2016 г.
Действующий президент США Барак Обама был более сдержан в своих заявлениях. «Сегодня мы выражаем соболезнования семье Фиделя Кастро, и наши мысли и молитвы с кубинским народом. В ближайшие дни они будут вспоминать прошлое, а также смотреть в будущее. Кубинский народ должен знать, что у него есть друг и партнер в лице Соединенных Штатов Америки». Также 44-й президент США в официальном заявлении, опубликованном на сайте Белого Дома, отметил, что историкам еще предстоит оценить «огромное влияние» фигуры Кастро на людей и мир вокруг него.
Прощай, эпоха…
Во многих странах, которые десятилетиями имели прочные политические связи с Кубой, смерть лидера кубинской революции расценили как «личную» потерю. В некоторых странах Южной Америке в знак солидарности с кубинским населением также объявили траур.
Президент Мексики Энрике Пенья Ньето отметил, что Фидель Кастро – символ ХХ века, он был другом Мексики и способствовал отношениям, построенным на доверии, диалоге и солидарности. Президент Эквадора Рафаэль Корреа и президент Боливии Эво Моралес отметили, что Кастро был великим человеком, уход которого ранит. Аналогичное заявление сделал во время телевизионного выступления и председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, подчеркнувший, что с кончиной Кастро «китайский народ потерял хорошего и настоящего друга». «Мы все, мы революционеры всего мира, должны сберечь его наследие и продолжать его дело», - призвал президент Венесуэлы Николас Мадуро. Президент Сирии Башар Асад в телеграмме, направленной Раулю Кастро, отметил, что под руководством его старшего брата «Куба смогла устоять перед лицом тяжелейших санкций и самого несправедливого обращения, какое только знала новейшая история». Асад назвал команданте «маяком для последующих освободителей стран Южной Америки и всего мир», - отмечает «РИА Новости».
Экс-президент СССР Михаил Горбачев отметил, что Фидель Кастро был «выдающимся человеком, оставившим огромную память во всем мире». «Фидель выстоял и укрепил свою страну во время самой жесткой американской блокады, во время колоссального давления на него, и все равно вывел свою страну из этой блокады на дорогу самостоятельного независимого развития», - сказал Горбачев в интервью «Интерфаксу».
«Фидель Кастро был искренним и надежным другом России [...] Он воплотил в себе высокие идеалы политика, гражданина и патриота, искренне убежденного в правоте дела, которому отдал всю свою жизнь. Память о нем навсегда останется в сердцах граждан России», - написал в телеграмме с соболезнованиями Раулю Кастро российский президент Владимир Путин.
Воплощение надежд и разочарований
Лидеры европейских стран в большинстве оказались достаточно сдержаны в оценках. Президент Франции Франсуа Олланд в официальном заявлении, опубликованном на сайте Елисейского дворца, отметил, что Кастро являлся «воплощением своей эпохи». «Он был воплощением кубинской революции, в надеждах, которые она пробудила, в разочаровании, которое последовало потом», - подчеркнул политик. Также французский лидер напомнил миру, что Кастро «дал кубинцам возможность гордиться отторжением иностранного господства» и обратился к США с призывом окончательно отменить эмбарго против Кубы. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини также отметила, что Фидель был исторической фигурой и заверила, что «ЕС будет продолжать налаживать прочные связи с Кубой».
Самым неожиданным стало заявление канадского лидера, премьер-министра Канады Джастина Трюдо. «Я знаю, что мой отец был очень горд называть его другом, и я имел возможность встречаться с Фиделем, пока отец был жив. Также для меня была реальная честь встречаться с его тремя сыновьями и братом, президентом Раулем Кастро, во время моего последнего визита на Кубу», - такое признание премьер-министра Канады Джастина Трюдо, сделанное им Twitter, вызвало шквал эмоций в соцсетях и бурную дискуссию в политических кругах страны.
Please read my statement on the passing of former Cuban President Fidel Castro: https://t.co/vIYCZrJGfg
— Justin Trudeau (@JustinTrudeau) 26 ноября 2016 г.
Трюдо отметил, что все признают огромную преданность и любовь Фиделя Кастро к кубинскому народу, который отвечал глубокой привязанностью своему команданте, и что для кубинцев Кастро «был больше чем жизненный лидер». Большинство канадских политиков поддержало точку зрения ближайших соседей США, назвав Кастро «жестоким диктатором», на счету которого множество смертей. А американский сенатор кубинского происхождения Марко Рубио даже заявил в своем Twitter: «Эта запись реальность или фейк? Если это на самом деле заявление премьер - министра Канады, то за него стыдно и неудобно».