Эксперт: возвращение политруков в армию — правильное решение
В российском оборонном ведомстве появилось новое подразделение — Главное военно-политическое управление. Возглавил его экс-командующий ЗВО, ранее руководивший российским контингентом в Сирии, генерал-полковник Андрей Картаполов.
Командовать управлением он будет в ранге замминистра обороны. Президент Владимир Путин уже подписал соответствующий указ.
О том, насколько важна роль политруков в современной российской армии в условиях глобального информационно-психологического противоборства, EG.RU рассказал военный журналист, обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец.
Долгие годы в Советской армии существовала структура, отвечавшая, по сути, за душу и мысли солдат, — Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота. Здесь работали отлично подготовленные профессиональные политработники, их еще называли «инженерами человеческих душ».
«Но когда Советский Союз распался, решили выкорчевывать все советское, что отвечало коммунистической идеологии, и упразднили это политическое управление. Должность политработника, заместителя командира по политической части, была низведена до позорнейшего статуса, их стали назначать старшими в колонне, старшими машины, они занимались пиршествами для начальства. Комиссар был изведен до нуля в 90-е годы», — рассказал Баранец.
По его словам, сотрудники управления по работе с личным составом занимались всем, чем угодно, выполняли даже функции женсоветов и были «за старших, куда пошлют». В сегодняшнем Минобороны поняли, что из-под контроля выходит важнейший участок влияния на душу и сердце солдата.
«Сейчас руководству Минобороны удалось убедить Кремль, что в этот период, когда на мозг солдата и офицера с разных сторон влияют левые и правые, либералы и коммунисты, демократы и антидемократы, душа военного человека оказывается в положении "в раскоряку". А именно этого допускать и нельзя», — считает обозреватель.
В войсках необходимо создавать определенный настрой, сплачивать воинские коллективы, объяснять составу — от солдата до офицера, — в каком направлении движется страна, движется армия, в каком обществе они живут. Вот для этого и было воссоздано главное политическое управление, заявил журналист.
Не секрет, что сейчас продолжается жесточайшая информационная война. И в этих условиях Главное военно-политическое управление будет отвечать за идеологию, пропаганду и агитацию.
«Я считаю решение президента, которое вызрело из настоятельных просьб руководства Минобороны, абсолютно правильным. Мы упустили два десятка лет. Я помню советское время, когда необразованный паренек с узким кругозором приходил в армию, а возвращался таким, что собирал в клубе сходы, где рассказывал селянам военно-политическую обстановку в мире. Вот чем была раньше армия, она выпускала политически образованного солдата и офицера. Вот эту область мы упустили», — сказал Баранец.
Пусть и с опозданием, но сейчас в армию снова возвращаются необходимые ей воспитательные структуры. И чем раньше это произойдет, тем больше это в интересах государства. Солдат должен иметь не только высочайшую профессиональную подготовку, но и крепкие убеждения, которые станут его дополнительным оружием. Вот именно на это и направлено решение президента о воссоздании Главного военно-политического управления.
Если говорить о новом замминистра обороны, который возглавил вновь созданную структуру, то мало у кого из военных чиновников есть такой колоссальный командный, штабной и боевой опыт. «Такие офицеры и генералы у нас на вес золота», — сказал журналист.
Картаполов прошел все ступени: командир взвода, роты, батальона, полка, дивизии — 28-й дивизии, самой воюющей армии в России, которая базируется во Владикавказе. Он прошел Генштаб, был начальником главного мозгового треста Генштаба, главного оперативного управления, первым заместителем начальника Генштаба. Наконец, командовал одним из крупнейших военных округов — Западным.
«У него в жилах течет кровь с запахом пороха. Он профессионал высочайшего уровня. А теперь он будет курировать вот это военно-политическое направление. Многие офицеры удивлены, что боевой офицер брошен на такой пост, закрывать идеологическую сферу армии. Но с другой стороны, это решение имеет очень дальний прицел. Я думаю, что именно этим и руководствовался верховный главнокомандующий, когда подписывал указ», — заявил обозреватель.
У Картаполова уже есть колоссальный боевой опыт, он знает армию насквозь, знает, как построена боевая подготовка. Он уже показал, что может руководить стратегическими объединениями и управлениями. А теперь генерал переброшен на политическую сферу.
«О чем это говорит? Картаполова ведут к той должности, которая объединяла бы в себе боевой опыт и умение работать с человеческой душой. Мне кажется, что это назначение сделано с дальним прицелом. Думаю, что через пару лет от должности Картаполова отпадет вот это "зам"», — уверен Виктор Баранец.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов