Задержание неудобного министра как символ разделения общества на силовиков и остальных
Задержание неудобного министра как символ разделения общества на силовиков и остальных
В Москве задержан глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев по подозрению в получении взятки в 130 млн руб. за положительную оценку сделки по покупке «Роснефтью» «Башнефти». Есть горькая ирония в том, что задержали чиновника после многомесячной прослушки его мобильного телефона, ведь два года назад как раз из-за приватизации «Башнефти» был арестован главный воротила сотового рынка России Владимир Евтушенков. Тогда дорогостоящий актив отобрали у его АФК «Система» и вернули государству. Чтобы потом продать государственной же «Роснефти».
Впрочем, чуть позже Следственный комитет подредактировал свою версию – выяснилось, что чиновник вымогал взятку у корпорации, а та обратилась в полицию. Необычный способ решения проблем на таком уровне. Но не распределенных между элитами активов в России все меньше, а элиты – за счет ее бесконтрольного размножения – все больше. Это похоже на утро в весеннем лесу, только не глазами романтичного художника, а в суровой реальности, где голодные волки бродят в поисках немногочисленной и изрядно отощавшей добычи.
(Не)прикасаемые
C одной стороны, невиновных министров в правительстве не бывает. Разговоры о том, что на высокие должности назначают исключительно управляемых людей, то есть тех, на кого есть серьезный компромат, очень похожи на правду; кто не верит – может просто посмотреть на выражения лиц во время трансляции заседаний правительства.
С другой стороны, никто из серьезных представителей бизнес-кругов в вину Улюкаева не верит, слишком много абсурда в первоначальных заявлениях силовиков. Во-первых, утвержденная Минэкономразвития цена «Башнефти» выглядит вполне рыночной, там нет перекоса ни в ту, ни в другую сторону. Во-вторых, Следственный комитет тут же оговаривается, что «сделка по приватизации "Башнефти" не является предметом расследования, компания приобретена "Роснефтью" на законных основаниях». То есть все хорошие, один Улюкаев плохой.
На этом фоне забавно прозвучал комментарий знатока русской классики, депутата Госдумы Натальи Поклонской, которая заявила, что для российского правосудия нет неприкасаемых.
Кость в горле
Задержание Улюкаева больше всего похоже на нелепый, клоунский арест главы Кировской области Никиты Белых. Помните? Опереточные стопки денег в ресторане, светящиеся пятна на ладонях (но не пальцах) либерального губернатора – поверить в правдоподобность обвинения было очень сложно, особенно тем, кто знает, что на столь высоком уровне взятки в России давно даются траншем со счетов одной офшорной фирмы на счета другой. Здесь – похожая ситуация. Взятка за справедливое решение вопроса – это действительно бывает, кому не приходилось совать коньяк врачу только за то, чтобы он качественно сделал свою работу? Но передача денег от несуществующего лица в условиях прозрачной, находящейся под прицелом общего внимания сделки – это уже что-то странное.
Между тем улюкаевское Минэкономразвития давно является костью в горле оголодавшей волчьей стаи. Несмотря на то, что сам министр за годы работы существенно изменился (начинал он как ярко выраженный либерал, но постепенно перенял государственническую риторику и соответствующие манеры), его ведомство продолжало бороться с Минфином, с одной стороны, и социальным блоком с другой, поддерживая определенный баланс сил в правительстве. Стремление Минфина собрать в кризис максимум денег с предпринимателей любой ценой действительно напоминает принцип «После нас хоть потоп», и именно Улюкаев противостоял этому, выступал единственным – кроме, может быть, премьер-министра – адвокатом бизнеса на заседаниях правительства. В Минэкономразвития прекрасно понимали, что если сейчас поднимать налоги, то через пять лет их просто не с кого будет брать. Это, конечно, раздражало и социальный блок, ответственный за то, чтобы пенсии выплачивались, а больницы не закрывались.
В реальности, к сожалению, налоги растут, но пенсии не индексируются, а койко-мест все меньше. И если Минэкономразвития с новым руководством (а отставка Улюкаева выглядит теперь неизбежной) перестанет быть неудобным переговорщиком, этот процесс лишь ускорится.
Под шумок
Не налоги и не больницы волнуют тех, кто очень не любит Министерство экономического развития (которое впору переименовать в министерство выживания). Россия, как известно, вступила в период второй великой приватизации, перед которой, судя по всему, померкнет первая. Нет такой государственной компании, о продаже которой не говорилось бы в последнее время, благо охотников на изрядно подешевевшие активы хватает. Но для любой такой сделки необходимо одобрение Минэкономразвития: как по самой целесообразности передачи имущества в частные руки, так и по стоимости этой передачи. Так и было со злополучной «Башнефтью». Возможно, кто-то решил, что дальнейшие согласования с Улюкаевым слишком хлопотны.
Есть и еще один момент. Информационное поле России на ближайшие два-три дня полностью занято скандальным задержанием новоявленного «взяточника». Создание такого искусственного шума прекрасно отработано в России – и есть серьезные подозрения, что на его фоне могут быть приняты очень непопулярные законы и иные шаги, требующие тишины. Ставки в России велики, так что следите за руками, господа.
Взятки гладки
Каким мог бы быть счастливый конец этой истории? С высокой вероятностью немолодого чиновника все же помаринуют за решеткой да и выпустят, как того же Евтушенкова. Правда, в отличие от олигарха, у которого «Башнефть» все-таки отобрали, с Улюкаева, судя по декларациям, взять особо нечего. 5 миллионов рублей дохода в месяц, разбросанные по разным участкам 15 гектаров личного хозяйства, дом, квартира, дача, Land Rover – одна из самых «богатых» министерских деклараций, но и только. Карьера в экономической журналистике; адекватные публикации и книги; ни одного личного скандала, даром что женат на молоденькой; тихий семейный офшорный бизнес. Четверть века работы в правительстве с перерывом лишь на Центробанк. Такие люди в 60 лет первые взятки не берут: либо перед нами прожженный коррупционер, либо следственные органы несколько погорячились со своими подозрениями.
* * * Честно говоря, первая версия нам нравится больше. Хотелось бы верить в то, что Алексей Улюкаев действительно старый взяточник, что органы провели качественную оперативную работу и для них действительно нет неприкасаемых. Но, к сожалению, как минимум последнее утверждение точно не соответствует истине – попробуйте хотя бы не поделить парковочное место с каким-нибудь отставным майором, если вы сами не полковник. А пока нет равенства перед законом, нет и доверия к тем, кто этот закон обязан защищать. В весеннем лесу волк всегда прав.