Шалаш ВВП — рай для охраны

Корреспонденты «ЭГ» проникли на секретный объект

«Шалаш» - это самая маленькая и почти никому не известная резиденция нашего президента Владимира Владимировича ПУТИНА. Ее старшая «сестренка» - знаменитая «Русь» - числится центральной, а «Шалаш» - южной Завидовской вотчиной. В народе ее еще называют охотничий домик №1. Замаскирована высокопоставленная сторожка под густой сенью березок и сосенок в темном тверском лесу. Зря коллеги из других изданий говорят, что прессу нынче притесняют. Охрана Кремлевского полка гостеприимно открыла ворота и пропустила корреспондентов «ЭГ» на секретный объект, где наш президент изредка постреливает кабанов и где до сих пор не ступала нога ни одного журналиста.

Ольга ХОДАЕВА, Паата АРЧВАДЗЕ (фото) Жители окрестных деревень могли бы до сих пор и не ведать о существовании Шалаша. На мысль, что у речки Лама не все чисто, их навел вертолет, который хотя бы раз в неделю летает над крышами их домов, пугая скотину жутким гулом. Крылатая машина курсирует от завидовской резиденции «Русь» до точки между подмосковным селом Максимово и тверской деревенькой Гришкино. Шум в воздухе сопровождается суетой в лесной чаще. У сосен и елок вдоль

ПРИНЦ УЭЛЬСКИЙ И ВЛАДИМИР ПУТИН: забавляли дам охотничьими байками

асфальтных дорог вдруг через каждые 50 метров вырастают часовые. А в хвойных дебрях появляются странного вида грибники - спортивного телосложения, коротко стриженные. Да и смотрят они почему-то не под елки, а между веток. Все это верные приметы того, что в Шалаш прибыли высокие гости.

Враг не пройдет

У деревеньки Бортницы мы чуть было не расстались навсегда со своей мечтой - увидеть президентский Шалаш. Дорогу нашей старенькой «шестерке» преградил шлагбаум. Одинокий солдат, несущий службу в чистом поле Завидовского заповедника, попросил предъявить пропуск. Ксива была только у шофера - жителя села, расположенного в десятикилометровой зоне секретного объекта. Служивый строго сверил пропуск с паспортом водителя и неприветливо покосился на нас, пассажиров. Под его пронзительным взглядом я невольно прижала поближе к телу рюкзак - с таким же ходила около «Метрополя» известная шахидка Фатима. А фотокорреспондент прикрыл рукой массивную сумку, напичканную фотоаппаратурой. Мы уже готовы были покаяться в намерении проникнуть по-шпионски в президентскую вотчину. Но мои честные глаза и открытое лицо Пааты с явными этническими признаками кавказской закваски сделали свое дело. Слегка помедлив, солдат шлагбаум таки поднял. Мы возликовали: за пределами Москвы национальные грани стираются! По предварительной наводке было известно: территорию резиденции делит надвое речушка Лама шириной около десяти метров. Через нее перекинут мост. Метрах в ста от него и прячется желанный домик. Следующий мост аж в 50 километрах. Поэтому в исключительных случаях по спецпропускам охрана позволяет перебираться на другую сторону Ламы через территорию резиденции. И вот мы у двухметрового бетонного забора. За его глухой стеной раздается: «Сосна, сосна, прием!» Преисполняемся гордостью за нашу армию: охрана зорко стоит на страже безопасности своего президента и его близких. Приходится тихохонько стучаться в ворота. Калитка тут же распахивается, у солдатика-первогодка округляются глаза от беспардонности пришельцев. - Не положено! - бурчит часовой и хлопает перед нашим носом железной дверью. Мы гремим пивными бутылками, демонстративно достаем одну, предлагаем отхлебнуть. Солдатик не спускает с нас глаз, глядя в окошко. - Я не пью, - стойко бросает он в ответ и захлопывает окошко. Топчемся у ворот минут 20. Наша настойчивость заставляет выйти на переговоры начальника караула.

МОСТИК У РЕЧКИ: здесь мыли руки после охоты и Брежнев, и Ельцин, и Путин

- У нас усиление! - с ходу добродушно сообщает почему-то краснолицый и очень веселый командир. И уже участливо: - Очень надо? Да ладно, идите. Обалдев от несказанной доброты, мы произносим в унисон: - Народ и армия - едины! Принципиальный «молодой» понуро и пристыжено ведет нас к противоположным воротам. Вот и президентский домик - трехэтажный терем из бруса, покрытый низкой покатой крышей. Именно эта архитектурная находка и делает его похожим на шалаш. Маскировка продумана досконально: серебристая кровля сливается со стволами берез настолько, что даже со ста метров его можно и не заметить. У сторожки бродит часовой. За пять минут, пока идем от ворот до ворот, Паата, дыша в затылок первогодку, успевает щелкнуть на память Шалаш и вертолетную площадку. За нами закрываются ворота. Просим солдата открыть их снова через полчасика, когда якобы вернемся после встречи с друзьями. А сами ныряем в густые высоченные заросли крапивы и бредем вдоль забора по кабаньим следам, надеясь найти выгодную точку для съемки. Бетонное ограждение вдруг кончается. Его сменяют наспех сколоченные бревна. Подползаем под ними и полчаса гуляем по территории резиденции. Рядом разносится: «Сосна, сосна, прием!»

Строжку №1 украшает скромность

"ШАЛАШ": чужой взгляд его и не заметит

Шалаш от нас отделяет только речка. И отсюда охотничий домик едва заметен за густыми деревьями. От сторожки по склону спускается лесенка. Лет пять ее точно не красили. На смотровой площадке обшарпанные скамейки. Даже не верится, что на них после удачной охоты присаживается отдохнуть ВВП. Чуть ниже, над самой речкой, колупанный бетонный мостик. На таких деревенские бабы полощут белье. А президент и его гости спускают с него ноги в прохладную Ламу. «Сосна» по-прежнему перекликается с «сосной». Рискуем продолжить разведку. Натыкаемся на бойницу. Рядом кормушка, набитая доверху зерном. А чуть в стороне виднеется вышка. Отсюда президент и его высокие гости палят по секачам. - Путин редко приезжает пострелять. Поэтому тут не особенно-то все и вылизывают, - рассказывает начальник караула. - Но травку перед его визитом стрижем почти под ноль. Как-то охотился Владимир Владимирович здесь с принцем Уэльским. Забили кабанчика. А частый наш гость - Ельцин. Бориса Николаевича обычно привозят на машине, а обратно в «Русь» он добирается вертолетом.

АМБРАЗУРА: на подступах к ней погиб не один зверь

Пока командир откровенничал с нами, от ворот до ворот маршировали двое молодых с ведрами и лопатами в руках. - Провинились, - уточнил сопровождающий. Оказалось, что эти же бравые ребята сторожат и Кремль. - Там скучно - одни стены, - пожаловался командир. - Другое дело здесь - райское раздолье.

КЛЕЩИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ Покидая Шалаш ВВП, мы очень переживали, что безопасность нашего президента во время охоты на зверя обеспечивается не на все сто. Но позже убедились, что охраняет президента не только верный ему кремлевский полк. На его защите стоят всегда готовые к бою и самопожертвованию лесные паразиты. Едва покинув резиденцию, мы обнаружили их на нашей одежде - около десятка. А один из них смело вцепился в корреспондентку «ЭГ». Отважного кровососа пришлось выманивать маслом и заточать в пробирку. Следуя рекомендациям санврачей, кровопивца доставили в лабораторию Санэпиднадзора Северного административного округа Москвы - с целью проверить, не является ли он переносчиком какой-нибудь заразы.

ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОТСТРЕЛА КАБАНОВ: здесь на жирных секачах ставят жирный крест

Врач Зинаида Волощенкова поинтересовалась местом обитания экземпляра. Узнав место дислокации паразита - Конаковский район Тверской области, подтвердила: не исключено, что кровосос энцефалитный. А вот проверить его на наличие страшной инфекции отказалась. Посоветовала ждать появления симптомов. Это навело на мысль: против завидовских паразитов наша медицина бессильна.

МЕДВЕДИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Байки о завидовской охоте * Никита Хрущев и Эрих Хонеккер решили поохотиться в Завидово на зайцев. По этому случаю егеря отловили несколько десятков длинноухих и держали их до ответственного момента в загоне. Но служители недоглядели, и зверушки выскочили на волю. Наутро хватились, что дичи-то нет. Тогда егеря не растерялись: взяли местного кота и зашили его в шкуру зайчика. Хоннекер пальнул, собаки залаяли, а «зайка» с испуга забрался на дерево. От длинноухого, скачущего по веткам, немецкому другу Никиты Сергеевича стало дурно. * Другой немецкий друг Хрущева - Вальтер Ульбрихт пожелал поохотиться на медведя. В Завидово медведей тогда не было. Однако смекалистый егерь раздобыл старого циркового мишку. В нужный момент его выгнали под ружье. В это время по тропинке катила на велосипеде деревенская баба. Увидела медведя, перепугалась, все бросила и кинулась бежать. А тут на поляну вышел Ульбрихт. На его глазах косолапый - заправский артист, сел на велосипед и скрылся за сосенками, крутя педали. Немец с открытым ртом простоял минут пятнадцать. * Злые языки утверждают, что завидовские кабаны прирученные. Ежедневно в определенное время они появляются у кормушек, полных пищи. Говорят, «дичь» даже слегка подпаивают, чтобы ослабить реакцию. Борис Немцов рассказывал, что промахнуться на такой охоте просто невозможно: кабаны кругом так и бегают и чуть ли не сами прыгают на людей. А уток выращивают на прудах, покрытых сеткой. Перед охотой у птиц срезают по два маховых пера: они красиво взлетают, хлопая крыльями по воде, но улететь не могут. * Согласно ритуалу, утвержденному еще Леонидом Ильичом, при посвящении в охотники гостей спецохоты бьют плашмя по заду охотничьими ножами. После удачной охоты окунают в кровь убитого животного веточку и крепят ее к головному убору.

Кстати Первый Шалаш у речки Лама для «царской охоты» появился еще XVI веке во времена Ионна Грозного. Так назвали просторный рубленый терем. В начале 70-х годов XX века Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев решил перещеголять легендарного самодержца. Он лично нарисовал эскиз нового «шалаша». Его возвели из соснового бруса в сжатые сроки.

Только факт В брежневские времена охоту в Завидово обслуживали 463 человека. На содержание спецзаповедника Министерство обороны ежегодно отстегивало 1,5 млн. руб.

Справка

В Завидовском заповеднике водится 41 вид животных. В том числе: кабан, лось, марал, косуля, ласка, горностай, бурый медведь, рысь, лисица, заяц, глухарь, утки. Были и зубры. Но не так давно последнюю пару «скушали» местные жители. В начале 90-х годов по здешним лесам бегало больше шести тысяч кабанов. Сейчас осталось меньше двух тысяч. Сократилось и число маралов - от 1800 до 600. Также втрое стало меньше лосей. Теперь их не более 500 голов.

VIP-ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ: построить "шалаш" придумал дорогой Леонид Ильич