В этом уверены соратники убитого генерала Льва Рохлина
В ночь со 2 на 3 июля 1998 года был убит генерал Лев Рохлин, известный своими оппозиционными взглядами. По официальной версии, это сделала его жена Тамара на бытовой почве. Однако все больше свидетельств, что семейная ссора здесь ни при чем. Истинная причина - планировавшийся госпереворот, главным координатором которого являлся опальный генерал. Если бы путч удался, 20 лет назад, 20 июля, вся власть в стране оказалась в руках военных.
- Ельцин - убийца! Ельцин - убийца! - выкрикивают взъерошенные люди. Угрюмо толпятся шахтеры в оранжевых касках, кругом - красные флаги с желтой бахромой. Так в обстановке, очень похожей на митинг, проходили похороны Льва Рохлина, застреленного в висок в собственном доме. Тогда, как и сейчас, мало кто верил, что роковой выстрел сделала жена.
Да, у Рохлиных были сложные отношения - глава семьи всего себя отдавал военной службе, а позже политической деятельности. Но зачем же безработной Тамаре, на руках у которой был больной сын, уничтожать единственный источник дохода? И рискуют ли в такой ситуации попасть в тюрьму?
Подозрения вызывали и три сожженных трупа, найденных в соседней лесополосе. Уж не они ли настоящие убийцы, которых сразу убрали заказчики? По официальной версии, правда, эти люди нашли свой конец до ликвидации Рохлина.
Судебное разбирательство тянулось более шести лет, и приговор Тамаре Павловне в результате был более чем мягкий - четыре года условно. И это за столь тяжкое преступление! Для суда было очевидно - дело против вдовы дурно пахнет. Но признать ее невиновной он все же не решился - пришлось бы искать других кандидатов на роль убийц.
Заметали следы
Рохлин всегда по-солдатски жестко критиковал власть. Вот лишь одна цитата с митинга: «Если народ и армия будут едины, мы свернем шею предателям!» Таковыми он считал обитателей Кремля. На I съезд Движения в поддержку армии, созданного при активном участии Льва Яковлевича, собралось более полутора тысяч офицеров и представителей разоренного ВПК из разных регионов России.
Тамара Рохлина позже утверждала, что знала о готовящемся силовом захвате власти. И была уверена, что мужа убили охранники.
«Огромная сумма денег, собранная со всей России единомышленниками Левы для финансирования акции по освобождению страны, пропала с дачи сразу после убийства мужа, - рассказывала она. - А его охранник Александр Плескачев вскоре объявляется в новом качестве нового русского с московской пропиской, должностью начальника экономической охраны и даже учится в высшем учебном заведении и не скрывает от суда, что во всем ему помогла Генеральная прокуратура».
К слову, поведение телохранителей действительно подозрительно. «Сами посудите, убийство между тремя и четырьмя ночи, - рассказывал публицист Александр Головенко. - И только в семь часов вся команда телохранителей вдруг начинает звонить в ФСБ, милицию. А четыре часа вы что делали? Заметали следы!»
Впрочем, одно другому не мешает. Спецслужбы вполне могли разыграть корыстный мотив для ликвидации опасного врага режима. Но действительно ли готовился военный переворот?
Чемодан с затворами
О том, что Рохлин предлагал поучаствовать в силовом свержении Ельцина, под телекамеру признавался яркий политик 90-х годов, полковник Виктор Алкснис. Знал о военном перевороте и бывший министр печати Михаил Полторанин, которому об этом сообщил лично Рохлин. Полторанин утверждал, что Кремль, получив первые данные о готовящемся мятеже, решил купить бунтаря. Ему якобы позвонил тогдашний глава администрации президента Валентин Юмашев и предложил должность заместителя министра обороны. «Передай своему Ельцину, чтобы он шел на...», - ответил ему Рохлин, - утверждает экс-министр.
А дальше разговорилось и ближайшее окружение военачальника.
«Я особо и не конспирировался, если честно, - рассказывал «Русскому репортеру» полковник Николай Баталов, который был замкомандира 8-го армейского корпуса и возглавлял региональное отделение Движения в поддержку армии. - Думал, все «за». А кто мог быть против-то? В Кремлевский полк, блин, прямо через Спасскую башню с двумя чемоданами, полными затворов, перся, еле-еле закрывались - во-от такие чемоданы!»
Дело в том, что Кремлевскому полку не полагалось иметь боевое оружие, их карабины были без затворов. Полк охраны, по словам Баталова, был разделен пополам: часть командования - за Рохлина, часть - за Ельцина. Но в любом случае, утверждает Баталов, он не стал бы для мятежников помехой. Тем более что главный запасной командный пункт вооруженных сил был «просто куплен». Было обещано, что в определенное время снимут охрану и у заговорщиков наладится связь со всеми армейскими структурами.
«У нас два самолета транспортных, допустим, на Тихоокеанском флоте стояли, морпехи, два батальона, двое или трое суток на аэродроме прожили», - вспоминает полковник.
Также в Севастополе дожидалась приказа бригада морских пехотинцев. В Рязанском военном училище всех курсантов вернули с полигонов в казармы. «Рязань - это двести километров от Москвы, - напоминает Баталов, - училище было на сто процентов за нас. И договоренность была с руководством Таманской и Кантемировской дивизий, что они как минимум не выступают против нас».
Сигареты как оружие
По словам бывшего советника Рохлина Петра Хомякова, все было продумано до мелочей. Переворот должен был проходить на фоне протестов гражданского населения, организованных активистами. «Планировалось, что накануне выступления армии стачечники якобы стихийно перекрывают трассы, по которым в Москву доставлялись некоторые товары, отсутствие которых вызвало бы социальную напряженность, - поведал Хомяков. - Например сигареты. Отсутствие курева накалило бы обстановку в Москве, шел бы рост негативных настроений».
При этом маршруты транспорта заговорщикам сообщили прямо из московской мэрии. «Лужков был непосредственным участником проекта Рохлина, - утверждает Хомяков. - Кстати, в день убийства генерала на 11 часов утра была запланирована встреча Рохлина и Лужкова для уточнения некоторых деталей. Московские СМИ по команде Лужкова обвинили бы в табачном кризисе Кремль».
О вовлеченности Лужкова говорит и Михаил Полторанин. По его словам, Юрий Михайлович должен был возглавить «Комитет национального спасения», которому передали бы полномочия военные. Правда, офицеры утверждают, что по их задумке у всех пяти членов комитета должны быть равные права. Но даже с военной точки зрения такая иерархия была недееспособна. Единственным лидером, который на тот момент мог выглядеть легитимно в глазах народа, был Юрий Лужков, который тогда был гораздо популярнее Ельцина и уже не скрывал президентских амбиций. Хотя Рохлин отказался от помощи группы «Мост» Владимира Гусинского, близкой к Юрию Михайловичу, генерал Лебедь утверждал, что самолет для передвижения по стране Льву Яковлевичу предоставил именно телемагнат.
К слову, сам Рохлин к власти не рвался - он не собирался становиться членом комитета.
«Паяльник в ж...»
Переворот должен был начаться с Волгограда. На площади Павших борцов и Возрождения планировалось вывести силы армейского корпуса полковника Баталова. После этого должно было произойти оповещение других армейских частей.
«Все было расписано, - подтверждает Баталов. - Кто из какого региона за что отвечает после прибытия в Москву. Мосты, вокзалы, телеграфы. Парализовать работу аппарата несложно. Пришли десять человек и выключили подстанцию - вот и все, нет связи. И остальное так же. Пришли, по телевизору объявили: «Ельцин низвергнут, отправлен на пенсию - вот его отречение». А чего? Ему паяльник в ж… - он бы точно подписал отречение. А ГКЧП - придурки, прости за выражение, которые тряслись и не знали, чего хотят».
Баталов уверял, что из одного только Волгограда приехало бы в Москву тысяч 15 - 20.
Изначально переворот планировался на 20 июня. Но что-то пошло не так. Казармы в Волгограде были блокированы частями внутренних войск. «Рохлинцы» могли бы прорваться, но решили отложить выступление на месяц, разведав за это время обстановку. Но 3 июля Рохлин был убит...
Интересная деталь. Как утверждало интернет-издание zona.media, в 2016 году в своем участии в заговоре Рохлина признался Александр Коржаков, экс-глава Службы безопасности Ельцина. Якобы он заказал на Скуратовском заводе в Туле заготовки для прицепов, которые планировалось прикрепить к танкам и бронетранспортерам, чтобы весь корпус Рохлина перебросить из Волгограда в Москву.
Но попытка переворота ясно показала, что будущего у Ельцина как политика нет: в 1999 году его вынуждают подать в отставку.