Эта шпионская игра, которая перевернула европейскую политику, стала возможна благодаря статному красавцу с самой популярной русской фамилией
В 1994 году в скромной московской квартире скончался мужчина. Никто кроме соседей не заметил его ухода из жизни. А между тем покойным был не кто иной, как легендарный разведчик по фамилии Иванов. Именно благодаря ему произошел «скандал века», когда многие представители британской верхушки были вынуждены спасать свою репутацию.
Рожденный быть шпионом
Дворянин по рождению, потомок Михаила Кутузова, Евгений был близок с семьей самого Сталина. Для сына Сталина, Василия он был другом, а с его сестрой Светланой Аллилуевой вроде бы даже состоял в романтических отношениях. Позже Иванов женился на дочери одного из самых высокопоставленных аппаратчиков Советского Союза.
Высокий, статный, удачливый, с авантюрным складом ума, он и шпионом не работал, а будто играл, с легкостью входя в предлагаемые ему роли. По крайней мере, так рассказывают те, с кем Иванову приходилось сотрудничать.
На момент того самого скандала Евгений Иванов находился в Великобритании в должности помощника военно-морского атташе. Но только лишь морем его интересы не ограничивались: Иванов был разведчиком с погонами полковника ГРУ.
Для британской контрразведки секретом это не являлось. Советский полковник ГРУ Олег Пеньковский, работавший на США и Британию, позже расстрелянный, уже давно доложил о настоящем месте службы Иванова и его жены, тоже разведчицы. Руководство британской разведки МI5 не требовало выслать Иванова из страны только потому, что надеялось перевербовать молодого дипломата.
Казалось, все вело к успеху в будущей обработке кандидата: Евгений чувствовал себя в Лондоне достаточно раскованно, явно получая удовольствие от буржуазной жизни. Разведка Британии понимала, насколько крупным уловом может быть полковник Иванов, допущенный к государственным тайнам, ведь Пеньковский был как раз в этом звании, а информация, поступавшая от него, была бесценной.
Вечеринки с девушками легкого поведения
8 и 9 июля 1961 года в Кливденском поместье лорда Астора проходила очередная вечеринка, организованная известным врачом-остеопатом Уордом. Доктор пользовал многих влиятельных персон Великобритании, а заодно стал «поставщиком удовольствий» для избранных клиентов.
Но в тот вечер все было благопристойно, некоторых приглашенных даже сопровождали жены. Поэтому привезли всего парочку проституток для совсем уж скучающих гостей. Девицы были предупреждены о том, что вести себя нужно прилично. Только вот глупая стриптизерша Кристин в подпитии вовсю хохотала у бассейна, прикрываясь лишь маленьким полотенцем, которое в шутку пытались отобрать присутствующие мужчины.
Британский военный министр Джон Профьюмо, принимая участие в игре, настолько забылся, что увлек девушку в дом: «показать ей комнаты». О приличиях мужчина не думал, как не думал и о том, что на вечеринке с ним была его жена.
В постели с врагом
В тот же момент Стивен Уорд позвонил Евгению Иванову и пригласил его приехать. Появление помощника военно-морского атташе не было неожиданностью: Иванов часто мелькал на подобного рода мероприятиях. Уорд обрисовал Евгению обстановку, рассказал о том, что Профьюмо совсем потерял голову, и попросил увезти ставшую проблемой девицу в Лондон. Недолго думая, Кристин оказалась в постели с Ивановым. Сам Иванов признавал эту связь только косвенно, да и то по прошествии многих лет. Но можно предположить, что она все-таки имела место, потому что жена Иванова инициировала развод сразу по возвращении на родину.
А вот Кристин много рассказывала об этой связи, хоть и спустя восемнадцать месяцев после начала скандала. Возможно, она молчала об этом, потому что боялась, что ей инкриминируют шпионаж в пользу СССР. А может быть, она «вспомнила» об интиме с «красивым русским» потому, что интерес к ее истории стал потихоньку угасать.
Некоторое время Кристин Килер была любовницей и британского министра, и советского шпиона. По ее словам, эта связь была выгодна Стивену Уорду, который толкал ее в объятия обоих мужчин. В своих мемуарах, которые Килер продала журналистам за немалую сумму, она утверждала, что Уорд работал одновременно и на КГБ, и на MI5.
В дни, когда Профьюмо развлекался с юной куртизанкой, разведчик Иванов не терял времени даром. В отсутствие хозяина Евгений заезжал в дом к военному министру и проводил время в приятных беседах с его женой, богемной кинодивой, которая очень уважала русскую водку. В ходе этих визитов Евгению удалось снять немало фотокопий с хранившихся в кабинете Профьюмо документов. Об этом он позже напишет в своей книге «Голый шпион».
Скандал на весь мир
Игра разведок с участием очередной «Мата Хари» могла бы длиться еще долго, но Килер была слишком безалаберной. Очередной ее воздыхатель, чернокожий ямайский наркоман, устроил стрельбу у дома, который Уорд снимал для Кристин. Журналисты раскрутили историю, выплыло имя Профьюмо. Зацепка за зацепкой, и министру пришлось оправдываться перед кабинетом министров, а после и вовсе покинуть пост.
Судебные разбирательства вынесли на-гора такую кучу мусора, что репутация всего кабинета министров была подорвана. Так что правительство всем составом во главе с Гарольдом Макмилланом ушло в отставку. На его месте утвердилась более дружественная к СССР партия лейбористов, что было отличным результатом для Союза.
Версия об убийстве
Разведчик Иванов был немедленно отозван на родину. И хоть из-за авантюры, которую провернул Иванов, родина получила выгодный для нее поворот всей европейской политики, но орден Ленина стал единственной наградой разведчику.
Жена от него ушла, в ГРУ Евгения перевели на тихую работу в аналитический отдел и более не выпускали за границу. Он никогда больше не женился, а дни свои закончил в маленькой бедной квартирке.
Есть версия, что и смерть его не была естественной. Тогда Евгений уже написал, но еще не выпустил книгу о своей работе, а это могло насторожить его бывших коллег. Так что версия об аккуратном устранении потенциально опасного шпиона-пенсионера вполне имеет право на существование.