Самый богатый русский святой
Николай II прятал миллионы в иностранных банках и собирался удрать из Питера на немецкой подводной лодке
Сегодня либеральные и церковные издания дружно пиарят Дом РОМАНОВЫХ. Монархов представляют главными благодетелями русского народа и созидателями России как могучего государства, чьи достижения похоронил Советский Союз. Виной всему, конечно же, ЛЕНИН, большевички и коммуняки. Сакральная жертва - НИКОЛАЙ II, тративший огромные деньги на благотворительность. Так ли это? И каким было состояние последнего царя?
Американский портал Сelebrity Net Worth - конкурент авторитетного журнала «Forbes» - в 2012 году ошарашил мир новостью. В его рейтинге «25 самых богатых людей второго тысячелетия» Николай II занял пятое место с состоянием $300 миллиардов и значится как «самый богатый святой». Русский император немного уступил семье Ротшильдов -$350 миллиардов и Джону Рокфеллеру - $340 миллиардов.
В России активно раскручивать новость не стали - дескать, мало ли кто что написал. Зато пропагандистская машина, воспевающая Дом Романовых и оплакивающая царя-мученика и его семью, заработала на всю катушку. С телеэкрана нам рассказывали, как был огорчен Николай II тем, что в день его коронации в мае 1896 года в Москве на Ходынке в давке за бесплатным пивом, медом и пакетами «царских гостинцев» погибли 1379 человек и были покалечены около 1000. Царь и императрица пожертвовали тогда крупные суммы пострадавшим. Людям компенсировали расходы на похороны - от 10 до 76 рублей, а некоторым покалеченным назначались ежегодные пенсии - от 10 до 60 рублей.
Для простого народа это были и впрямь немалые суммы: фунт хлеба стоил 2 копейки, мясо - 12 копеек, кирзовые сапоги - 1 рубль, дойная буренка - 4 рубля, а среднегодовой заработок квалифицированного рабочего составлял 232 рубля. То есть меньше 20 рублей в месяц «грязными» на семью.
Теперь, когда у нас финансовая картина «завидного» народного бытия перед глазами, самое время задать вопрос: а сколько же и как «зарабатывал» сам царь?
Осенью 1896 года, встречая русского императора, Франция ликовала недаром. Вскоре в страну потекли царские миллионы - и личные, и казённые, а потом и залоговое золото для закупки оружия
Жалованье государя
Павел I в 1797 году узаконил право на жалованье для каждого члена царствующей семьи, включая монарха. С одной стороны, оно как бы ограничивало аппетиты самодержца и его родни, с другой - позволяло им формировать личное состояние. Но вплоть до 1917 года казна все же оплачивала царские перерасходы, хотя манипулировать деньгами приходилось все чаще полулегально и в обстановке строжайшей конспирации. Закон запрещал членам императорской фамилии выводить любой капитал стоимостью более 1 миллиона рублей за границу. Выезжая в Европу, российские императоры везли личные и казенные деньги налом.
Предполагают, что первым нарушил это правило царь-Освободитель Александр II, после чего вывод денег в европейские банки стал делом негласным, но обычным. При этом самые большие личные суммы последние Романовы вкладывали в чужую экономику.
Николай II не стал исключением.
Капитал императора формировался с рождения. До совершеннолетия ему перечисляли 20 тысяч рублей в год. В 16 лет, в мае 1884 года, он был объявлен цесаревичем, и ему по статусу полагалось уже 100 тысяч рублей в год. Деньги целиком шли в «собственную сумму», так как родители продолжали содержать Ники «на свои». На момент коронации царь накопил как минимум 1 320 000 рублей.
На такой немецкой подлодке царь хотел вывезти из России семью...
К собственным деньгам относилось и наследство, оставленное отцом Александром III - в Bank of England в Лондоне в английских процентных бумагах в пересчете на русские деньги хранилось 20 миллионов рублей. В деньгах 2015 года это около $7 миллиардов! И эти деньги не проходили ни по одному из официальных отчетов Министерства Императорского двора. То есть являлись секретным и нелегальным личным капиталом последних Романовых. Вступив на престол, Николай II повелел вывести все российские вклады из Bank of England, но это оказалось неимоверно сложно, и дело растянулось на долгие годы.
С 26 лет Николай, как император, получал 200 тысяч рублей жалованья. Императрица - без учета «детского капитала», получаемого на каждого ребенка, - на 20 тысяч меньше. Часть суммы выплачивалась золотыми и серебряными монетами, что увеличивало стоимость номинальной «зарплаты». Нерастраченный остаток, когда он был, тоже поступал на «экономический счет» карманных денег царя. Специальный штат финансистов при Кабинете Его Императорского Величества управлял капиталом, наращивая его за счет приобретения пакетов ценных бумаг - процентных и спекулятивных, а также за счет перепродажи выигравших тиражей лотереи. На конец 1886 года, с учетом жалованья как гвардейского полковника и набежавших процентов, личное состояние Николая II в российских банках составило 2 387 800 рублей. Большая часть его хранилась в 4-5-процентных русских ценных бумагах.
...и своё карманное золото в монетах с собственным ликом
В марте 1917 года состоянием «гражданина Николая Романова» озаботился премьер-министр Временного правительства князь Георгий Львов. Выяснилось, что на 1 января 1918 года отрекшийся от престола царь, которому жить оставалось всего полгода, располагал: «процентными бумагами - 908 000 рублей, на текущем счету - 112 848 рублей 39 копеек, наличными деньгами - 3496 рублей. Всего - 1 024 344 рублей 76 копеек». Весьма скромно. В полном соответствии с нынешним имиджем патриота, который будто бы потратил все свое личное состояние на обеспечение армии самым необходимым в Первую мировую войну. Состояние его семьи тоже не было заоблачным.
Откуда же американцы взяли эти «$300 миллиардов»?
Запасной аэродром
Как пишет доктор исторических наук, член Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России Игорь Зимин, часть личных царских капиталов и членов его семьи вплоть до 1914 года хранилась во французских ценных бумагах. И тот факт, что российским историкам «не встретились документы, подтверждающие существование каких-либо счетов членов семьи Николая II, открытых во Франции, не означает, что их не было».
Любопытный факт. В Париже главным представителем финансовых интересов императорской семьи становится банк «Креди Лионе» - тот самый «Лионский кредит», в котором открыл счет Ленин.
После Первой русской революции 1905 года ситуация в России настолько обострилась, что охрана Николая II прорабатывала различные варианты эвакуации монарха и его семейства из Нижнего дворца на берегу Финского залива с использованием военных кораблей Германии. 11 октября 1905 года царь написал в дневнике, что немецкая подводная лодка «уже пятый месяц торчит против наших окон». Но супруга ее «забраковала», и вскоре кайзер Вильгельм II - «дядя Вилли», как его называл в личной переписке наш царь - прислал четыре быстроходных миноносца, с командирами которых согласовали план эвакуации. Осталось только нелегально вывести личный капитал с банковских счетов. Понять царя можно - он спасал семью.
Большевики спасли драгоценности Дома РОМАНОВЫХ от вывоза за рубеж, а коммунисты сохранили их в Алмазном фонде как историческое наследие всех граждан России. Фото с сайта
Многоходовая сверхсекретная операция завершилась тем, что три «царских курьера» в лице двух гражданских генералов - 46-летнего Федорова, 67-летнего Смельского - и 29-летнего чиновника Чернышова в несколько ходок и без всякого силового прикрытия, вооруженные лишь документами о беспрепятственном пересечении российско-германской границы, вывезли несколько миллионов рублей наличными. В Берлине посредником распределения денег по зарубежным счетам стал Банкирский дом «Мендельсон и Ко», который получил солидные комиссионные.
Игорь Зимин подчеркивает два момента.
Первый. Размытость границ между личными деньгами Николая II и его семьи и деньгами общеминистерскими, поскольку через немецкий банк прошли процентные бумаги и наличность с текущего счета кассы Министерства Императорского двора на сумму около 1,2 миллиона рублей. Современники недаром называли эту кассу «большим кошельком Николя». Историк ручается: только с ноября 1905-го по июль 1906 года на секретных счетах в Германском имперском банке разместили 462 936 фунтов стерлингов и 9 487 100 германских марок. И это лишь те суммы, которые автор лично отследил по немецким архивным документам.
Второй момент. Уже в конце 1905 года Императорский дом не исключал возможности свержения самодержавия и прихода к власти новых людей, которые могут быть признаны европейскими странами.
Стремительно меняющаяся международная обстановка и угроза общеевропейской войны сорвали планы царя. В июне 1913 года, понимая, что противоборство с Германией неизбежно, Николай II решил тайно вернуть свои деньги в Россию. Но теперь он был вынужден посвятить в дело министра финансов графа Владимира Коковцева. Царь слукавил, сказав, будто перевозимые из Берлина бумаги отправлены туда в 1905 году без его согласия и что нужно срочно вернуть русские процентные бумаги и деньги, но так, чтобы не возникло лишних небылиц.
В 1991 году идею восстановления монархии в России всерьёз раскручивали не только потомки белогвардейцев. Одним из первых ей присягнул Игорь СТРЕЛКОВ (ГИРКИН - в круге), будущий министр обороны ДНР, который, как и его отрекшийся от власти кумир, подаст в отставку с этого поста, посчитав себя обиженным, а дело преданным. Теперь ортодоксальный монархист - ярый критик международной политики Кремля. Фото с сайта
Коковцев распорядился, чтобы таможня «приняла просто счетом количество «мест», которое будет доставлено из Берлина за печатями Кабинета Его Величества, сверила их вес с фактурою дома Менедельсона и погрузила в приготовленный вагон». Но даже министр финансов не знал, какая сумма вернулась в Россию. Зато доподлинно известно, что на анонимных счетах в германских банках остался весь капитал царских детей. На 1 июля 1914 года он составлял 12 862 978 рублей. Они служили прикрытием задуманной операции. За них с конца 1920-х и до начала 1970-х годов шла бесконечная судебная тяжба наследников Романовых. Но к этому времени неиндексируемые суммы так обесценились, что отдельные претенденты даже не стали их получать.
Неизвестно, какие суммы царских денег остались и во французских банках. Однако в 1924 году во Франции представитель советского правительства получил нежданный подарок молодому советскому государству: «225 миллионов 632 тысячи 730 франков», - прочел торгпред Леонид Красин. Это тоже были сохраненные «царские деньги». Но об этой истории мы расскажем в другой публикации. А пока подытожим. Если учесть отечественную и зарубежную недвижимость, принадлежавшую Николаю II, картины, хранящиеся в Эрмитаже и в частных коллекциях, а также драгоценности Романовых в различных фондах, то получается, что американцы не так уж и загнули. И России опять есть чем гордиться.
В Евангелии сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». А наш царь-батюшка по церковным канонам уже там.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов