На похоронах Президента Узбекистана не было его старшей и любимой дочери
Третьего сентября в Самарканде на похоронах Президента Узбекистана Ислама Каримова не было его старшей и любимой дочери Гульнары. На данный момент жизнь 44-летней наследницы президента крупнейшего государства в Средней Азии покрыта завесой тайны.
Однако попробуем приоткрыть завесу и начать сначала. Своих дочерей Гульнару и Лолу Ислам Каримов растил как настоящих принцесс. Однако подобный стиль жизни не помешал старшенькой с ранней юности вести самый активный образ жизни в различных общественных сферах.
Гульнара Каримова очень образована, есть ученые степени западных и узбекских образовательных заведений. С 1995 года девушка начала плотно заниматься собственной карьерой.
С июня 1995 года Каримова работает в Министерстве иностранных дел Узбекистана в должности советника министра. С сентября 2003 по апрель 2005 года она работает советником-посланником посольства Узбекистана в России. Чуть ранее работает советником постоянного представительства Узбекистана в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. В феврале 2008 года она была назначена заместителем министра иностранных дел Узбекистана по вопросам международного сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. В сентябре 2008 года Каримова была назначена постоянным представителем Республики Узбекистан при ООН и других международных организациях в Женеве. Далее Гульнара трудилась послом Узбекистана в Испании. В июне 2013 МИД Узбекистана сообщило, что Каримова больше не занимает этот пост.
Собственной семейной жизнью Гульнара распорядилась весьма феерично. В июле 1991 года на дне рождения своей подруги Гульнара познакомилась с узбеком из Афганистана, гражданином США Мансуром Максуди, за которого она вышла замуж. После свадьбы муж Гульнары получил должность директора представительства компании Coca-Cola в Ташкенте. От этого брака в 1992 году родился сын Ислам Каримов-младший, а в 1999 году дочь — Иман. В 2001 году брак распался, Каримова вместе с детьми уехала из семейного дома в Нью-Джерси. Бракоразводный процесс длился два года и обернулся международным скандалом. Американский суд предоставил опеку над детьми Максуди, обязал Гульнару вернуть бывшему мужу детей и выдал санкцию на её задержание. В ответ власти Узбекистана обвинили Мансура в мошенничестве, сокрытии налогов, получении взятки в особо крупных размерах, хищении имущества и отмывании денег, и объявили в международный розыск. Максуди лишили всех постов и бизнеса, а его семью изгнали из Узбекистана. 9 июля 2008 года Высший суд штата Нью-Джерси постановил вернуть Каримовой полное право на двоих детей.
Гульнара Каримова проявляла себя и как творческая личность. В содружестве с известным ювелирным домом девушка выпустила собственную марку GULI. Далее последовали авторские коллекции одежды и аксессуары, линия натуральной косметики, парфюмерная линия. Лицом мужской линии «Victorious» стал известный турецкий актёр Халит Эргенч. В 2012 году в Пекине в рамках «Mercedes-benz China fashion week» прошел показ GULI Collections. Ранее коллекции бренда были представлены на неделях моды в Москве, Милане и Нью-Йорке.
Также узбекская принцесса реализовала себя в пении под сценическим псевдонимом Googoosha. Она профессионально занималась вокалом (меццо-сопрано), участвовала в творческие дуэтах с Хулио Иглесиасом, и Монтсеррат Кабалье.
После смерти Ислама Каримова в сети появилось видео, где Гульнара поет песню , посвященную отцу. Наследница также является председателем попечительского совета неправительственного Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана» и ряда других общественных организаций.
Гульнару Каримову всерьез считали возможной преемницей своего отца на посту президента страны. Эксперты и политологи рассматривали светскую, богатую и влиятельную наследницу Каримова как очень реального кандидата на руководство большой страной. Сама Гульнара, отвечая в 2012 году на вопрос, считает ли она себя потенциальным главой государства, пояснила, что видит себя амбициозным человеком, а «потенциальным главой государства может быть каждый, кто имеет амбиции и при этом ещё некие мозги и стремление».
Однако к 2013 году, после попадания в поле зрения правоохранительных органов (как на Западе, так и на родине), ссоры с отцом и других конфликтов в семье, Каримова стала утрачивать влияние и опору в Узбекистане, а затем фактически оказалась в изоляции.
На этом мы, пожалуй, завершим елейно – сладкую часть повествования о Гульнаре Каримовой.
Истории « с осадком» начались давно. В сентябре 2011 года в рамках Недели моды в Нью-Йорке состоялся показ весенне-осенней коллекции Каримовой. Но, однако, организаторы недели пытались отменить его под давлением правозащитной организации Human Rights Watch, обвиняющей власти Узбекистана в массовых нарушениях прав человека. Также против показа Каримовой выступил Международный форум защиты прав трудящихся, активисты которого обвиняют Узбекистан в использовании труда несовершеннолетних. В августе 2012 года Каримова дала расширенную пресс-конференцию для журналистов, где отвергла обвинения против неё в западной прессе, в частности, и по ситуации в Нью-Йорке.
Дальше-больше: в июле 2013 года появилась информация, что узбекские власти лишили Каримову дипломатического иммунитета. Причиной стал скандал с обысками в её квартире во Франции. Помощник Каримовой Алишер Эргашев в 2013 году стал фигурантом уголовного дела об отмывании денег и подкупе должностных лиц в Швеции. А потом в марте 2014 года прокуратура Швейцарии объявила о расследовании дела против самой Каримовой, подозреваемой в отмывании денег.
Гульнара все время довольно жестко преследовала бизнес - интересы. Ее любимым способом заработка была мзда за «вход» тех или иных компаний на большой рынок Узбекистана.
12 марта 2014 года прокуратура Швейцарии объявила о расследовании дела против Каримовой, подозреваемой в отмывании денег. В 2015 году в исследовании The Organised Crime and Corruption Reporting Project сообщалось, что Каримова получила более 1 миллиарда долларов в виде взяток от скандинавских и российских телекоммуникационных компаний для выхода на рынок Узбекистана.
Серьезно ошиблась Гульнара, когда решила «наехать на «МТС-Узбекистан». Российские правоохранительные органы быстренько нашли повод арестовать ее шикарную квартиру в Москве (ориентировочной стоимостью 20 миллионов долларов). Разумеется, вопрос уладили.
Коль уж мы коснулись собственности Каримовой, то по разным данным узбекская принцесса имеет недвижимость в Великобритании, Франции, Швейцарии, ОАЭ, Гонконге, Москве и в Крыму. И разумеется, шикарные резиденции в Ташкенте и Самарканде.
С конца 2013 года у Гульнары Каримовой начались проблемы в связи с её (по мнению узбекских спецслужб) политическими амбициями и желанием возглавить Узбекистан. Узбекские спецслужбы проинформировали её 75-летнего отца, президента Ислама Каримова о намерениях дочери и представили ему собранное досье с финансовым компроматом на наследницу и фактами о её поведении, неподобающем мусульманской женщине. После этих событий Гульнара по существу оказалась под домашним арестом, ей запрещено пользоваться интернетом и общаться с внешним миром, выходить в интернет и тд.
С середине июня 2014 года в мировой прессе прошла информация, что Каримова прекратила отвечать на звонки родственников, и им неизвестно о её местонахождении. Сын Ислам, лишённый возможности связи с матерью, публично попросил узбекские власти предъявить доказательства того, что она жива. В конце августа 2014 служба BBC получила аудиозапись от Каримовой, в которой говорится, что с ней и её дочерью обращаются «хуже, чем с собаками» и им требуется срочная медицинская помощь. Гульнара Каримова наняла лондонское PR-агентство Davidson Ryan Dore для передачи на Запад своих снимков. Снимки, тайно вывезенные из Ташкента, были опубликованы Би-би-си.
Теперь сопоставим события. Идеальным преемником выглядит многолетняя «правая рука» отца, одна из самых влиятельных фигур в Узбекистане - Гульнара. Но что делать с расследованиями об отмывании денег в Швейцарии и других европейских странах и мировым имиджем самой коррумпированной наследницы? Вот тут и появилась версия, что сочиненная западными PR-технологами драма об опале Гульнары в Узбекистане и помещение ее под домашний арест – это креатура западных PR – технологов (лондонское PR-агентство Davidson Ryan Dore). Теперь она в лице мировой общественности все больше становится настоящим оппозиционером, а не избалованной папиной дочкой. Гульнару преследуют за то, что она, европейка по духу, хотела занять место отца. А президенту - отцу не нравилось ее вольное поведение, не свойственное мусульманской девушке. Постепенно за это время Гульнара из коррумпированной папиной дочки преобразилась в своеобразную мученицу, отстаивающую в Узбекистане европейские ценности.
Есть еще одна третья – супер-конспиративная версия происходящего в семье узбекских правителей.
В свое время между Гульнарой Каримовой и силовыми структурами Узбекистана началась настоящая информационная война с тоннами компромата. Даже свою маму и сестру Гульнара объявила в шаманизме. А вот отец - Ислам Каримов и и шеф безопасности Рустам Иноятов стали тотально «давить» Гульнару не из порывов добра, честности и патриотизма,а из корыстных и прагматических помыслов. Целью было сохранение материально-финансовой безопасности семьи президента Каримова.
Глава узбекских спецслужб Рустам Иноятов убедил президента Каримова атаковать бизнес-структуры Гульнары Каримовой, обвинить ее «в совершении финансовых махинаций», арестовать все ее счета по требованию узбекских властей и вернуть все средства обратно в Узбекистан. Аргумент Иноятова был таков: «Если мы сами не возбудим дело, то очень скоро это могут осуществить европейцы. Если они заморозят и арестуют счета Гульнары, то и она, и вы можете лишиться денег, хранящихся на этих счетах».
План шефа узбекских спецслужб был таков: проверка - уголовные дела - арест и возврат средств с зарубежных счетов в Узбекистан. В Европу из Узбекистана даже был послан специалист для инвентаризации счетов и имущества Гульнары.
Нужно отметить, что каждый этап плана разработан тщательно и подробно, вплоть до мелочей. Например, в рамках 3-этапа предусмотрено вынесение судебного решения об открытии специального счета в Национальном банке Узбекистана (НБУ) для дальнейшего аккумулирования средств, которые будут возвращены из-за границы. Соответственно, в 4-этапе действий в НБУ будет открыт такой счет для «экстрадированных» средств Гульнары Каримовой. «Во избежание лишней шумихи об этом не должна знать даже сама Гульнара, которая активно сотрудничает с Западными журналистами и общается с массами в сети Интернет», — говорил Иноятов президенту.
Однако, Гульнара Каримова через свои каналы разузнала о коварных планах и решила им противостоять. Сначала она обвиняла Иноятова в дезинформации президента страны, говорила о систематических пытках, применяемых в «конторе» Иноятова по отношению к подследственным. Затем она приказала сжечь все документы, хранящиеся в ее особняке.
Гульнара Каримова осознавала, что Иноятов кроит дело против нее, а узбекские чекисты пришивают туда показания, полученные путем электрошока и жестоких пыток. Старшая дочь президента Каримова в общем понимала что уголовное дело против нее носит лишь формальный характер, настоящая цель - официально вернуть ее деньги в Узбекистан.
Одного только Гульнара не знала. ЕЕ деньги будут возвращены с целью дальнейшей переправки в одну из оффшорных зон, а затем – в Аргентину.
Речь об Аргентине зашла в семье Каримовых еще в начале 2000-х годов. В августе 2003 года Ислам Каримов попросил руководителя Всемирного Конгресса Бухарских евреев Бориса Кандова предложить для семьи «самую безопасную страну для проживания после отъезда из Узбекистана». Б. Кандов предложил Каримову Аргентину.
С тех пор сотрудники МИД Узбекистана (с участием самой Гульнары Каримовой), стали совещаться к властям Аргентины по поводу «предоставления пожизненного убежища семье Каримова в случае возможного ухудшения политической обстановки в Узбекистане». Иначе говоря, уже в 2003 году клан решил подстраховаться на случай побега из Узбекистана. В налаживании тайной дипломатии Каримова с властями Аргентины большую роль сыграли руководство Всемирного Конгресса Бухарских евреев и Еврейский Комитет Аргентины.
Аргентинские спецслужбы изучили финансовое состояние семьи Каримовых и довольно быстро установили причастность клиентов к таким финансовым преступлениям, как отмывание денег и торговля наркотиками.
После событий в Андижане (середина 2005года), аргентинские власти на время приостановили переговоры, опасаясь гнева администрации США. А между тем, США требовали международного расследования майской резни в Андижане.
Переговоры двух сторон возобновились в конце 2008 года. В ходе долгих переговоров представитель аргентинских спецслужб выдвинул основное условие предоставления убежища семье Ислама Каримова: уплата 30% от всего состояния президентской семьи в казну Аргентины. «Если учесть, что совокупное состояние членов вашей семьи составляет более 20 миллиардов долларов, то вы должны будете уплатить нам 6 миллиардов». Часть суммы будет израсходована на содержание службы охраны всей семьи Каримова в течении десяти лет с момента переезда в Аргентину. «Кроме того, некоторая доля из этих 6 миллиардов пойдет на переоформление ваших узбекских инициалов на аргентинские имена и фамилии, а также на оформление аргентинских паспортов для членов вашей семьи». Президент Узбекистана согласился на условия аргентинской стороны.
И вот прокурорские органы Швеции, Франции и Швейцарии начали охоту за счетами и средствами Гульнары Каримовой, когда появилась реальная угроза потери нескольких миллиардов долларов , президент Узбекистана забеспокоился за судьбу этих миллиардов и за реализацию тайного проекта «Аргентина». Ведь 6 миллиардов на дороге не валяются.
Гульнара Каримова не знала об этих помыслах своего отца и Рустама Иноятова. Она постоянно публично обвиняла их в диктаторских замашках. А свою младшую сестру Лолу и мать Татьяну Каримову обвиняла в увлечении сатанизмом и прибегании к услугам колдунов.
Для полноты информации сообщим, что на Аргентину выбор семьи Каримовых лег не случайно. Как уже отмечалось, вариант Аргентины был предложен Каримову руководством Всемирного Конгресса Бухарских евреев. Стоит отметить, что в этой стране прочны позиции масонских лож и других структур, служащих мировому сионизму. И , конечно же, многим известен факт, что одним из источников финансового дохода Аргентины является платное предоставление политического убежища диктаторам и преступникам всех разновидностей. Например, после Второй мировой войны Аргентина приютила даже лидеров нацистской Германии, взяв с них большие средства за предоставление аргентинского паспорта и убежища на своей территории.
Однако, вернемся в Узбекистан. Вполне очевидна заинтересованность в скорейшем отъезде Ислама Каримова и его семьи в Аргентину главы узбекских спецслужб Рустама Иноятова. Он запросто мог отправить семью в бега. Достаточно устроить «массовые беспорядки и антиправительственные выступления». И вот при таком раскладе Рустам Инноятов становился единоличным правителем Узбекистана.
Итоги: никто до сих пор не знает где сейчас Гульнара Каримова, был ли гнев папы, был ли заговор спецслужб. Официально о Гульнаре власти Узбекистана ничего и никогда не говорили. Таковы правила в закрытой системе узбекского общества.
На самом деле сейчас, после ухода Ислама Каримова, равновероятны два варианта развития событий.
Первый, когда Гульнара Каримова выходит из-под конвоя (или из тени), сразу же возглавит некую политическую партию либерально-демократического толка. Есть шансы, что она моментально наберёт сторонников, поскольку в республике очень многие её любят и почитают. Возможно у Гульнары есть и влиятельные покровители в России, или в Китае или на Западе.
Второй вариант. Два года неизвестности и так понизили общественный вес Гульнары. А если узбекские силовики и дальше будут ее блокировать, то появляется угроза стать невольной затворницей. А Узбекистаном останутся править представители силовых структур, усугубляя и без того не самую безоблачную атмосферу в крупнейшем государстве Средней Азии.