Правительство и раньше владело инструментариями, помогающими противостоять санкциям Запада
Закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», подписал сегодня, 4 июня, президент России Владимир Путин.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Госдума этот закон одобрила 22 мая, Совет Федерации — еще через неделю.
Закон дает правительству право по решению президента вводить различные меры противодействия санкциям США против России, но при этом ограничения не должны распространяться на жизненно необходимые товары, аналоги которых не выпускают в России или в других странах.
Оценить новый закон EG.RU попросила директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина. По мнению эксперта, этот закон мало что меняет по сути. Да, она наделяет президента и правительство полномочиями осуществлять юридически значимые действия в сфере экономики, по контсанкционному треку.
Однако правительство и раньше могло вводить ограничительные меры в отношении групп иностранных товаров, их позиций или конкретных товаров.
«По большому счету, данный закон абсолютно ничего не меняет, даже если бы он был принят в том первоначальном виде, в котором его внесли в апреле, когда были конкретно указаны позиции и отрасли, которых могли бы коснуться контрсанкции. Потому что там были формулировки, ни к чему не обязывающие»,— считает Салин.
А правительство могло и делало все это раньше, когда считало необходимым и не всегда это привязывали к контрсанкциям. Хотя был момент ограничений и в отношении санкций , у нас же были в 2014 году введены контрсанкции в отношении широкой линейки продуктов и без всякого закона, а потом вносили дополнения или изъятия, напомнил политолог.
С точки зрения инструментария, продолжил эксперт, этот закон для президента и правительства не вносит ничего нового: какой инструментарий был до этого, такой и остался. «А то, что еще раз прописали, что правительство такими полномочиями наделено, то это не первый пример, когда у нас юридические нормы дублируются. У нас последние лет пять это очень принято, когда разными словами прописывается одно и то же в разных законах», - добавил он.
Напомним, согласно новому закону, власти могут вводить контрсанкции как в отношении недружественных стран, так и организаций, которые находятся под их юрисдикцией, прямо или косвенно подконтрольны им или аффилированы с такими странами, а также в отношении должностных лиц и граждан этих государств.
Закон также позволяет отменить контрсанкции, если устранены обстоятельства, ставшие причиной для их введения.