Эксперт EG.RU о стене между США и Мексикой: «Трамп занимается троллингом»
В январе 2017 президент США Дональд Трамп подписал указ, подразумевающий постройку стены на границе с Мексикой протяженностью более трех тысяч километров. Проект, строительство которого только по самым приблизительным расчетам обойдется в 20 с лишним миллиардов долларов, должен защитить Штаты от потока нелегальных мигрантов и стать эффективной мерой борьбы с наркотрафиком. Но «великая стена Трампа», как ее прозвали злые языки, может дорого обойтись США. Американские политики все еще надеются, что часть расходов по строительству мексиканская сторона возьмет на себя. В Мексике с таким подходом категорически не согласны, о чем президент страны Энрике Пенья Ньето не преминул объявить в своем микроблоге в Twitter. Его ответ был однозначен: «Никогда». EG.RU выяснил у эксперта, насколько реален проект Трампа и будет ли от него экономическая выгода Соединенным штатам, а заодно вспомнил аналогичный опыт других стран.
Александр Николаевич Домрин, политолог-американист, профессор Высшей школы экономики (ВШЭ):
«Когда Трамп еще в ходе избирательной кампании начал говорить о необходимости возвести стену между Мексикой и США, он не во всех случаях имел в виду реальную стену на границе. В первую очередь он имел в виду барьеры на пути нелегальной миграции. Трамп начал борьбу с незаконной миграцией в принципе.
Что касается конкретно стены на границе Мексики и США, построена она будет. Не факт, что это произойдет скоро, но произойдет. Конечно, Мексика меньше всего заинтересована в финансировании этого строительства, и в данном случае, требуя денег, Трамп занимается исключительно троллингом президента Мексики - чтобы обратить внимание самой Мексики на недопустимую ситуацию, когда нелегальные мигранты проникают на территорию США. Но при этом президент США не всесилен. Даст Конгресс денег на строительство стены — она будет построена, не даст — нет. Пока Конгресс продолжает тормозить инициативу Трампа.
Конечно, экономический эффект будет, хотя это и затратная стройка. Во-первых, если ты борешься с незаконной миграцией, в особенности из тех стран, которые сам Трамп назвал «страны из задницы», ты прекращаешь наркотрафик. Наркотрафик, который убивает американцев. Во-вторых, ты отказываешься финансировать, обеспечивать пособиями по безработице и бедности тех людей, которые не являются гражданами США. В-третьих, может уменьшиться преступность: по статистике преступность «латиносов» в Америке по всем показателям превышает преступность афроамериканцев».
Идея Трампа далеко не нова. Времена Великой китайской стены и печально знаменитой Берлинской стены давно в прошлом, но барьеры между соседними странами продолжают строить – в самом прямом смысле этого слова. Быстрее, выше, неприступнее. С самыми разными целями.
Израиль и Палестина
Знаменитый израильский разделительный барьер начали активно воздвигать в 2003 году, в первую очередь для предотвращения попадания террористов с Западного берега реки Иордан на территорию Израиля и защиты приграничных еврейских поселений от нападений и обстрелов. Общая его длина составила около 700 километров, непосредственно стена высотой до восьми метров составляет лишь малую часть – в основном это забор с колючей проволокой, датчиками движения и 60-метровой полосой отчуждения.
Уже в 2004 году количество нападений и террористических атак в районах, где появился барьер, уменьшилось во много раз, но на Израиль посыпались обвинения в том, что он устанавливает новые, выгодные для себя границы. Верховный суд Гааги признал, что строительство барьера – нарушение норм международного права. Суды и споры о том, где и как должен проходить барьер, идут до сих пор. В Палестине сооружение называют не иначе как «стеной апартеида», многие деревни оказались поделены пополам. При этом, как утверждает местная пресса, стена вовсе не так непреодолима – пишут, что еженедельно через барьер могут перебираться до 1000 нелегалов только из одной палестинской деревни, стремящихся найти работу в Израиле.
Турция и Греция
«Зеленая линия», она же буферная зона ООН, она же линия Атиллы, делит Кипр на две части: турецкую и греческую, проходя практически по центру города Никосия – так что аналогии с Берлинской стеной напрашиваются сами собой. ООН установила зеленую линию как границу греческой и турецкой территорий в 1974-м, после турецкого вторжения. На большинстве территорий, попавших в буферную зону и отгороженных где стеной, где забором, время остановилось. Покинутые еще 1974 году дома так и стоят разрушенными, напоминая о проходивших здесь боях.
После деления острова последовало масштабное переселение. Сегодня значительная часть населения турецкого Кипра возможности попасть на греческую «половину» не имеет. Переговоры об объединении острова ведутся уже давно, но серьезных подвижек в них не произошло.
Египет и сектор Газа
Активное строительство масштабных разделительных сооружений вдоль границы с сектором Газа было начато для того, чтобы остановить поток контрабанды, оружия и боевиков. В 2009-м появился проект наземно-подземной бетонно-металлической стены, уходящей под землю на десятки метров – как заявила египетская сторона, это единственный способ предотвратить появление тоннелей и подкопов, которые жители заблокированных территорий прорывали чуть ли не еженедельно.
В декабре 2017 года ВВС обнародовала карту проекта, согласно ей, стена окажется длиной в десятки километров, она будет изготовлена из особой стали, которую невозможно разрушить или прожечь, и уйдет вглубь земли минимум на 18 метров (по другим данным – на 30-40 – именно на этой глубине были обнаружены многие тоннели, прорытые контрабандистами и боевиками). Вокруг проекта до сих пор идут споры.
Марокко
«Великую марроканскую стену», состоящую почти из трех тысяч километров насыпей, высоких стен с бункерами и заборов, начали строить в 1980-м – как заградбарьер между южными провинциями страны и территориями, контролируемыми сахарским национально- освободительным движением, чтобы не допустить нападений повстанцев или возвращения сахарских беженцев на родину. В 1991 году в Марокко было объявлено перемирие, но стена осталась – как и двойной патруль с обеих сторон. Некоторые семьи так и остались разделенными. В Марокко многие называют барьер не иначе как «стеной позора».
Таиланд и Малайзия
Проект возведения барьеров вдоль границы между Таиландом и Малайзией появился еще в конце ХХ века, но активно начал осуществляться уже в XXI. Официальная цель строительства заградительных сооружений – контроль за трансграничной преступностью. Но, опять же, барьер «стер» с карты и многие поселения.
Индия и Пакистан, Бангладеш
После восстания сепаратистов в Пенджабе в 1980 году Индия решила возвести стену вдоль провинций Пенджаб и Раджастан. В 2004 году Индия закончила строить 550-километровую стену на границе с Пакистаном – для защиты от участившихся нападений боевиков. Другая «великая индийская стена» – на западном участке границы с Бангладеш – простирается почти на 4000 километров. Масштабное сооружение было воздвигнуто с целью пресечь поток террористов, нелегальных мигрантов и контрабандистов.