Через несколько дней после британского референдума о выходе из Евросоюза польские политики резко усилили внешнеполитическую активность. Представители Варшавы сделали несколько заявлений, содержащих непрозрачные намеки.
Через несколько дней после британского референдума о выходе из Евросоюза польские политики резко усилили внешнеполитическую активность. Представители Варшавы сделали несколько заявлений, содержащих непрозрачные намеки.
При переформатировании ЕС после Brexit (выхода Великобритании) Польша претендует на роль регионального лидера. Министр иностранных дел страны Витольд Ващиковский позвал на «рабочий ланч» в Варшаве глав МИД стран Европы, не приглашенных на переговоры в Берлине. Кстати в последних участвовали лишь представители шести стран—основательниц «общей Европы».
Практически одновременно с этим спикер польского Сейма Марек Кухциньский на Форуме местного развития в украинском Трускавце обнародовал планы создать межпарламентскую ассамблею из четырех стран Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), а также Румынии и Украины.
Как сообщает польские издания, встреча пройдет в формате «рабочего ланча». «Нам надо решить, как будет функционировать союз, как выстроить модель переговоров с Великобританией. Мы считаем, что спешка не нужна. До тех пор пока Соединенное Королевство не вышло из ЕС, мы будем рассматривать его как полноправного члена со всеми правами и обязанностями»,—прокомментировал ситуацию Витольд Ващиковский.
В то же время спикер польского Сейма Марек Кухциньский на Форуме местного развития в городе Трускавец (Львовская обл, Украина), сообщил: Польша намерена создать межпарламентскую ассамблею, в которую войдут страны Вышеградской четверки, а также Румыния и Украина. Также Кухциньский заявил о необходимости открытия новых пограничных переходов на границе Украины с Польшей, Словакией и Румынией. «Сейчас наше сотрудничество очень слабое. Надо поставить цель увеличить количество пунктов пересечения границы, улучшить инфраструктуру»,— отметил спикер Сейма. И уточнил, что этот вопрос может быть обсужден уже в июле.
Естественно, на Украине такую инициативу приняли с большим воодушевлением. Как заявил один украинский политик, сейчас Польша «переходит от роли адвоката Украины в ЕС к роли важнейшего проводника ее интересов». «Желание Польши укреплять сотрудничество с Украиной — экономическое, межгосударственное, приграничное — дает нам надежду на то, что и ЕС в целом верит в Украину, несмотря на возникшие у него сложности».
Другой депутат Верховной рады, (из оппозиционного блока) сказал: «Есть угроза, что пока нас будут принимать в ЕС, там уже все разойдутся. Одной из немногих стран, которая продолжает ратовать за украинские интересы, остается Польша».
Польский эксперт – аналитик варшавского центра Polityka Insight Петр Семенюк сказал: «Разумеется, Польша хочет стать региональным лидером». По его словам, политику объединения стран Вышеградской группы в единый блок проводил еще бывший президент Лех Качиньский. При этом эксперт обратил внимание на многочисленные противоречия между странами Восточной Европы, которые могут помешать амбициозным планам Варшавы.
Эксперт признал, что «Венгрию, Чехию, Румынию и Украину многое разделяет. Кроме того, Польша — не самый важный торговый партнер для этих стран. Правящая партия «Право и справедливость» имеет сложные отношения с Германией и потому пытается найти союзников среди соседей. Впрочем, как это не удавалось раньше, так, скорее всего, не удастся и в будущем».
Однако, Петр Семенюк признает, выход Великобритании из ЕС может сыграть на руку Польше, так как «отвлечет на себя внимание Еврокомиссии на долгое время и спасет Варшаву от санкций, которые ей грозят за «недемократичный (по мнению Брюсселя) закон о конституционном суде» «У Еврокомиссии просто не хватит сил и ресурсов на то, чтобы заниматься Польшей».
А вот руководитель брюссельского отделения исследовательского центра Open Europe Петер Клеппе сказал: «Польша хочет укрепить свои позиции в Евросоюзе, и это хорошо. Сейчас, как никогда, важно показать: Евросоюз все еще успешный проект, позволивший сломать барьеры на пути свободной торговли».
Что касается России, то наши эксперты-политологи пока осторожны в оценках ситуации. Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский рассматривает инициативу Варшавы «в первую очередь как вызов Берлину». При этом Великобритания, которая приняла решение покинуть Евросоюз, была одним из основных партнеров Польши, и ее уход Варшава воспринимает болезненно. «После того как Великобритания перестанет быть членом ЕС, следует ожидать усиления роли Берлина. А нынешние польские власти в отношении Германии настроены весьма скептически».