Игры КГБ, которые втянули СССР в десятилетнюю войну
Из «успехов» страны можно выделить лишь лидирующие позиции в области наркоторговли и нелегального выращивания опиумного мака, а также то, что ей удалось превратиться в мировой центр подготовки террористов. А для советских людей слово «Афган» надолго превратилось в синоним боли и страха.
Смена вывески
17 июля 1973 года Афганистан лишился своего последнего короля Захир Шаха, став полноценной республикой, в которой была разрешена деятельность политических партий. В успешном государственном перевороте активное участие приняла Народно-демократическая партия Афганистана, имевшая серьезную поддержку в армии страны.
Как и в большинстве феодальных стран Центральной Азии, к власти пришел близкий родственник свергнутого короля – его двоюродный брат Мухаммед Дауд.
Первый президент Республики Афганистан провозгласил курс на проведение земельной реформы, совершенствование системы просвещения и медицинского обслуживания, а также на улучшение условий жизни и труда. Как обычно и происходит на Востоке, слова первого президента не совсем совпадали с его действиями. Вернее, совсем не совпадали.
Быстро ощутив прелести нахождения у власти, Дауд не спешил с ней расставаться. Конечно, ему не нравилась деятельность оппозиции, возглавляемой НДПА и ее лидерами Нур Мохаммадом Тараки, Бабраком Кармалем и Хафизуллой Амином.
Опасаясь вступать в прямое противостояние с поддерживаемой Советским Союзом оппозицией, Дауд отдал приказ своей тайной полиции начать постепенное уничтожение активистов НДПА, проживающих в отдаленных провинциях. Делать это профессиональные убийцы должны были так, чтобы не оставлять никаких следов, способных стать козырями в руках оппонентов действующего президента.
Ошибка киллеров
Все шло как нельзя «лучше», и, по неофициальным данным, только в 1976-1978 годах бесследно исчезло около 12 тысяч местных активистов НДПА. Большинство тел так и не удалось обнаружить, поэтому предъявить претензии президенту было не за что.
Все изменилось 17 апреля 1978 года, когда был застрелен бывший редактор оппозиционной газеты НДПА Мир Акбар Хайбар. Скрыть это убийство власти не удалось. Прошедшие 19 апреля похороны Хайбара переросли в народную демонстрацию против режима Мухаммеда Дауда и завершились массовыми столкновениями с полицией.
Ровно через неделю Дауд, заручившись поддержкой правительства, отдал приказ на арест оппозиционеров, объявив их деятельность антиправительственной и неконституционной. В течение 26 апреля за решеткой оказались Тараки, Кармаль, Амин и другие видные деятели оппозиционного движения.
Президент не учел только того, что буквально за несколько часов до своего ареста Хафизулла Амин отдал приказ верным ему войскам начать переворот и свергнуть власть Мухаммеда Дауда.
Кровавый апрель
До сих пор многие историки считают, что Апрельская революция стала личной инициативой Амина, который, ради сохранения собственной жизни и вопреки мнению других лидеров НДПА, пошел на военную смену власти в стране.
Утром 27 апреля в город вошла верная Амину 4-я танковая дивизия. Поддерживаемые воздушными ударами танкисты всего за несколько часов сломили сопротивление защитников, а самого Дауда и всех членов его семьи расстреляли. (Примечательно, что всего через полтора года подобная участь постигла и самого Амина).
Вечером этого же дня правительственное радио сообщило о начале Саурской революции (саур — на языке дари название второго месяца персидского календаря), у нас более известной под названием Апрельская.
Лидеров оппозиции выпустили из тюрем, а во главе государства стал лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки, который незамедлительно заявил о том, что страна примыкает к социалистическому лагерю и надеется на гуманитарную помощь Советского Союза.
Посланные послы
Первые шаги новой власти стали шокирующе простыми, но чрезвычайно действенными. 335 тысяч крестьянских семей получили право на бесплатное владение землей. А более 11 миллионов жителей страны освободили от долгов перед ростовщиками и помещиками.
Главной проблемой новой правящей партии была внутрипартийная борьба, в конце концов ставшая причиной всех дальнейших проблем. Тараки вместе с Хафизуллой Амином принадлежал к более агрессивной группировке «Хальк». Поддерживаемую правительством Советского Союза умеренную фракцию «Парчам» возглавлял Бабрак Кармаль.
Желая избавиться от оппонентов, Тараки объявил группировку «Парчам» троцкистами, после чего снял всех ее лидеров с важных государственных постов и отправил работать послами в зарубежные страны.
Летом 1978 года служить послом в Иран улетел М. Наджибулла, в США - Нур Ахмат Нур, в Югославию – Анахита Ротебзад, а в Чехословакию - Бабрак Кармаль.
Пауки сожрали друг друга
Но идущий на поводу Хафизуллы Амина Мохаммад Тараки серьезно ошибся. Потеря квалифицированных кадров не только не сумела сплотить партию вокруг группировки «Хальк», но и стала причиной массовых волнений в провинциях, искусно поддерживаемых американской и британской резидентурами.
В стране активно насаждался культ личности Тараки, портреты которого можно было встретить на каждом шагу. Но это не повысило популярность партии у народа, которому нечем было возделывать выделенную правительством землю. Пытаясь исправить ситуацию, в сентябре 1979 года Хафизулла Амин осуществил «дворцовый переворот», отстранив Тараки от власти, после чего отдал приказ уничтожить своего предшественника.
Правда, руководить Афганистаном и ему самому довелось недолго. Уже 27 декабря 1979 года Амина расстреляли бойцы советского отряда «Альфа», проводившие штурм президентского дворца и приведшие к власти нового лидера страны Бабрака Кармаля.
Советский след
Даже спустя 40 лет после проведения Саурской революции в Афганистане историки спорят о роли СССР в событиях 27 апреля 1978 года. Большинство склоняется к мысли, что проведение такого переворота стало следствием дьявольской хитрости и осторожности Хафизуллы Амина, который создал в вооруженных силах Афганистана целую сеть агентов, беспрекословно подчиняющихся его командам.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Джимми Картер были одинаково шокированы молниеносно развивавшимися событиями и не успели принять никаких мер по сохранению устраивавшего обе страны режима Мухаммеда Дауда.
Не желая терять нового члена социалистического лагеря, добродушный Брежнев отдал распоряжение оказать Афганистану максимальную помощь, и в страну начали отправлять медикаменты, одежду, а также предметы первой необходимости.
Месть обманутого Андропова
Правда, есть основания полагать, что без косвенного участия председателя КГБ СССР здесь не обошлось. Существует версия, что информация о тайной деятельности Амина регулярно ложилась на стол Андропову, но тот ее сознательно игнорировал. Юрий Владимирович вел осторожную внутрипартийную борьбу в недрах ЦК КПСС, стремясь в ближайшем будущем прийти к власти, поэтому промахи военных разведчиков были ему на руку.
Вскоре после удавшегося госпереворота Юрий Андропов понял, что сам стал жертвой Амина, которому удалось перехитрить самого председателя КГБ. Это явилось немыслимым нахальством, после чего судьба самого Хафизуллы Амина была предрешена.
В Праге председатель КГБ неоднократно встречался с находившимся в почетной ссылке руководителем фракции «Парчам» Бабраком Кармалем, который без особых раздумий согласился возглавить марионеточное правительство Афганистана после оккупации страны Советским Союзом.
Именно Юрий Андропов стал самым активным сторонником введения советских войск в Афганистан и приводил Брежневу десятки аргументов в пользу этого шага. Андропов обещал всемерную помощь входивших в состав КГБ погранвойск, военнослужащие которых должны были блокировать приграничные районы Афганистана.
Особо Брежнева подкупило обещание направить на штурм президентского дворца Амина группу «А» Седьмого управления КГБ СССР, более известную как отряд «Альфа». На то время это была самое эффективное спецподразделение мира, для бойцов которого не существовало невыполнимых задач. В том числе и ликвидации перехитрившего Андропова Хафизуллы Амина.
В результате этих «игр» Советский Союз на 10 лет был втянут в войну, где потерял по крайней мере 15 тысяч своих молодых граждан.