Что остаётся за кадром антикоррупционных зачисток
В Дагестане прошла беспрецедентная по масштабам антикоррупционная зачистка. Задержаны председатель правительства, два вице-премьера и министр, плюс толпа чиновников помельче. Россиян шокировали не столько кадры задержания бюрократов, сколько дворцы, в которых живет номенклатура беднейшей дотационной республики.
Каждый раз, когда нам показывают оперативную съемку с обыском в домах проворовавшихся чиновников, мы будто наблюдаем запасники Гохрана и Эрмитажа. Пачки банкнот, золотые монеты, наборы часов и авторучек на многие миллионы долларов, буквально ведра драгоценностей. Понятно, что это сотая часть от их богатств. Остальное закопано в огороде, припрятано в банковской ячейке и уведено в оффшоры.
И ведь самое обидное, что это не взятка, нет. Все эти гамидовы и хорошавины тупо тырят из бюджета. Присваивают деньги, которые должны были идти на материнский капитал, строительство школ, дорог и прочей инфраструктуры.
Из-за ажиотажа вокруг арестов незаметной прошла презентация уникального исследования Счетной палаты «Эффективность бюджетных расходов как зеркало госуправления». С управлением у нас горе, если не сказать беда.
Оказалось, что чиновников за годы кризиса заметно прибавилось. Например, в 2004 году министерств насчитывалось девять, а сейчас - 16. С 2012 года число подведомственных учреждений выросло на 24,8 процента, а число филиалов - вдвое. Также резко прибавилось различных руководящих должностей: на 18,2 процента увеличилось число заместителей глав федеральных государственных органов исполнительной власти, на 21 процент - директоров департаментов, на 13 процентов - глав управлений и на 19,2 процента - начальников отделов.
Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты, рассказала о структурах, где при общем штате в пять человек, трое являются заместителями начальника.
Чем же занимаются эти люди? Счетная палата отвечает - бизнесом. Чиновники, получающие бюджетное финансирование, активно зарабатывают, оказывая платные услуги населению. Самый простой пример - госбольницы, где непонятно какие услуги бесплатны, а какие востребованы на платной основе.
-То есть де-факто государство финансирует предпринимательскую деятельность своих учреждений, пользующихся госсобственностью и бюджетными деньгами. Выходит, что изрядная доля учреждений бюджетного сектора работает не на государство, а на себя, - рассказала глава Счетной палаты.
В ведомстве пришли к однозначному выводу - с увеличением количества бюрократов качество оказываемых ими услуг падает. Чем меньше чиновников, тем понятнее, что они делают, и тем проще за ними следить. Однако мы идем в обратном направлении.
- В логике здравого смысла - уменьшение госсектора при оживлении экономики. Если мы, конечно, исходим из принципа построения конкурентной экономики. Но пока в этом направлении никакие подходы не отрабатываются, - говорит Голикова.
То есть армия трутней так и будет расти, а чтобы их прокормить, придется повысить и пенсионный возраст, и цены на бензин, и на услуги ЖКХ. Ведь их аппетиты с каждым годом только растут.
Срочно сокращать
В прошлом году была впервые рассекречена зарплата экономического блока правительства. Люди узнали, что министр финансов Антон Силуанов получает 1,7 миллиона рублей в месяц, а глава Минэкономразвития Максим Орешкин - 1,3 миллиона.
С такими зарплатами кризис точно не страшен. При этом надо учитывать, что большинство слуг народа сидят на всем готовом, как, например, депутаты и сенаторы, полезность которых давно ставится под сомнение.
Так, на деятельность Совета Федерации в 2019 году планируется потратить на миллиард рублей больше, чем в 2018-м. Оказывается, сенаторы запланировали увеличение числа заграничных поездок. Пообещали теснее налаживать межпарламентские связи, в том числе и на неофициальных мероприятиях. Проще говоря, летать за любимыми санкционными сыром и колбаской. Благо, сумки с дефицитом есть кому донести. В прошлом году депутатам и сенаторам увеличили число штатных помощников с пяти до семи.
- «Съедает» эта общечиновничья орда, сопоставимая с населением небольшого европейского государства, по моим подсчетам, семь триллионов рублей в год из 15 триллионов рублей госбюджета, - уверен экс-директор НИИ статистики Росстата Василий Симчера.
Еще немного, и страна будет работать только на содержание бюрократического аппарата. Допускать этого нельзя, поэтому резать надо, не дожидаясь перитонита.