Почему Сингапурскому чуду пришёл конец
Многие российские политики и экономисты обожают приводить как пример процветающего государства бананово-лимонный Сингапур. Говорят о каком-то сверхэффективном управлении и немыслимом трудолюбии тамошних граждан. Мол, если мы скопируем их систему, то сразу же заживем счастливо и богато. Поверьте, все это обыкновенная безответственная брехня, как собственно и большая часть того, что говорится на ток-шоу.
К процветающей экономике страны данные факты не имеют никакого отношения. Образцовая сингапурская демократия завязана исключительно на Малаккский пролив - крупнейший торговый путь планеты. Страна с пятимиллионным населением просто сидит на нем, как на золотой жиле.
В течение года через Малаккский пролив проходит более 50 тысяч судов, которые обеспечивают треть мирового морского товарооборота. Обслуживание этого трафика нефтью, ремонтом, перевалкой грузов сделает богатым любое государство мира. Но географическая монополия досталась Сингапуру. Весь бюджет страны на 2016 год равнялся $49,2 миллиарда, при этом $40 миллиардов из этой суммы принесла инфраструктура, выстроенная вокруг пролива. То есть Малаккский пролив и есть то самое Сингапурское чудо, вместо которого нам впаривают миф о прозорливом политике Ли Куан Ю, который безжалостно расстреливал ближайших соратников, едва заподозрив их в коррупции.
Красивой сказочке, похоже, пришел конец. Китайцам надоело платить безумные пошлины за проход по самому загруженному в мире проливу, и они решили пойти своим путем.
КНР приступила к активному обсуждению с Таиландом строительства альтернативного канала, который бы позволил судам напрямую попадать из Индийского океана в Тихий, минуя Малаккский пролив. Рыть его планируют через перешеек Кра.
Выгоды проекта очевидны. Канал Кра позволил бы сократить морской переход на 1000 - 1200 километров, сэкономить порядка 48 - 64 часов, существенно уменьшить расход горючего, снизить ставки фрахта и, главное, уменьшить себестоимость покупного барреля ближневосточной нефти для Японии, Китая и других стран.
По предварительной оценке Пекинского университета международной экономики и бизнеса, реализация проекта обойдется в $28 миллиардов и займет 10 лет.
Инвесторы, готовые вложиться в проект, уже стоят в очереди. Как только канал построят и он начнет эксплуатироваться, экономика Сингапура перестанет показывать чудеса роста, и те же самые эксперты будут приводить ее как отрицательный пример.
Машины только для миллионеров
Число автомобилей в Сингапуре ограничивают огромными налогами. Покупка, например, Toyota Camry выльется примерно в $120 тысяч, а содержание - в $20 тысяч в год.
В каждый авто встраивается сирена, которая оглушает водителя, если тот превышает скорость в 80 км/час. После шести вечера запрещено ездить одному - штраф $500. Все должны подвозить коллег по работе или попутчиков. Лицензия на пользование машиной в одиночестве стоит $1500 в месяц.
Необразованным запрещено размножаться
Ради повышения интеллектуального уровня нации правительство ввело систему поощрения правильного выбора партнерш. Мужчины, женящиеся на дамах с высшим образованием, получают премию. Женщины без высшего, которые заводят себе второго ребенка, платят штраф. Малограмотным гражданам настоятельно рекомендуют стерилизацию в обмен на $10 тысяч. Кстати, среднемесячная зарплата в Сингапуре - $3000.
Оптимальным считается два ребенка на семью. Поэтому по вечерам полицейские звонят в семьи, где уже есть дети, и напоминают о необходимости использовать презерватив.
С целью контроля за рождаемостью 10 лет назад в Сингапуре разрешили оральный и анальный секс. До этого подобные сексуальные практики считались «противоестественными» и карались штрафами или тюремным сроком.
Только факт
- Чтобы граждане не голосовали, как попало, в Сингапуре на избирательных бюллетенях указываются паспортные данные.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов