25 лет назад, ранним утром 9 сентября 1999 года, ко мне в комнату влетел отец: «Сашка твой на какой улице живет?!» «Гурьянова», - ответил, не понимая, зачем ему мой бывший одноклассник. «А дом?!» - «Не помню, 47 или 49. Да что случилось-то?» А случился теракт: два подъезда девятиэтажной панельки на Гурьянова, 19 в ночь с 8 на 9 сентября были разрушены взрывчаткой, заложенной в подвале дома. Погибли 106 человек, 690 получили травмы различной степени тяжести. Людей отселили из двух домов - соседний был значительно поврежден взрывной волной.
В день траура по погибшим, 13 сентября, в пять утра, по той же схеме взорвали дом на Каширском шоссе. Здание кирпичное, и у жильцов не было шансов. Упавшие панели еще могут встать под углом, и человек под ними выживет, здесь дом просто сложился в труху. 124 погибших, семеро раненых.
Через три дня в Волгодонске Ростовской области взорвется грузовик, разрушив фасад жилого дома, - 19 жертв. Так же, как 4 сентября в дагестанском Буйнакске, где взлетевший на воздух автомобиль уничтожил два подъезда жилого дома, убив 64 его жильца.
Тот кровавый сентябрь перепахал сознание. Кажется, даже спецслужбы не ожидали, что чеченские террористы зайдут настолько далеко, а уж обычные люди…
Бандиты же подготовились идеально: тонны взрывчатки спокойно провезли в столицу с Кавказа в мешках из-под сахара, водителей грузовиков и владельцев складов использовали вслепую, где нужно, подмазали ментов и гаишников, сделали все, чтобы пустить оперативников по ложному следу. За упырями стояли радикалы «Талибана»* и «Аль-Каиды»*, снабжавшие их оружием, деньгами, инструкторами. А также мощная поддержка западных СМИ и российских либералов, восхвалявших «борцов за свободу Ичкерии» и желавшей им победы еще со времен Джохара Дудаева. Помнится, Булат Окуджава за памятник Шамилю Басаеву ратовал - после захвата больницы в Буденновске.
В 2001 году был вынесен приговор исполнителям теракта в Буйнакске. Два человека получили пожизненный срок, двое - по девять лет, двое - по три года, но сразу же попали под амнистию и вышли из суда свободными людьми. Еще одного поймали позже в Казахстане - ему дали 24 года строгого режима. К слову, ни один из обвиняемых вину не признал: все говорили, что понятия не имели о планируемом теракте. А что взрывчатку куда-то везли - ну мало ли зачем… В 2006-м перед судом предстал еще один соучастник - Магомед Салихов. Но адвокаты так хорошо поработали, что его оправдали. Через два года он был убит в ходе контртеррористической операции.
Взрывы в Москве и Волгодонске готовила одна и та же группировка. В столице могли взлететь на воздух еще два дома - на улицах Борисовские Пруды и Краснодарской. К счастью, взрывчатку нашли раньше. Восемь человек, причастных к организации теракта, были уничтожены во время контртеррористической операции в Чечне. Двух удалось задержать, суд приговорил их к пожизненному заключению.
*Организация признана террористической и запрещена в РФ.