Осенью 1995 года состоялись залоговые аукционы: несколько банкиров дали разоренному развалом страны и прихватизацией государству денег под залог акций крупнейших госпредприятий, например, «Норильского никеля», «Сибнефти», ЮКОСа, Новолипецкого металлургического комбината и других добывающих и обрабатывающих ресурсы заводов. Планировалось, что через какое-то время государство вернет их в свои руки, хотя уже в момент сделок все это выглядело весьма подозрительно. Как позже выяснилось, так оно и было – схема оказалась мошеннической, и по этому поводу есть официальные документы. В последние годы было оспорено несколько сделок по незаконной приватизации. Но результаты залоговых аукционов за 29 лет никто не отменяет.
Идею выдать кредиты от банков под залог акций государственных предприятий выдвинул Владимир Потанин, на тот момент глава «ОНЭКСИМ-банка». Он же донес ее до правительства, и оно согласилось. Хотя одалживали государству его же деньги, которые оно ранее разместило на счетах этих самых банков. Причем совсем не те суммы, в которые реально оценивалась стоимость предприятий, а в несколько раз меньше. Скажем за «Норильский никель» Потанин заплатил $170,1 млн при стоимости предприятия в десятки миллиардов.
Впрочем, для премьер-министра Виктора Черномырдина предложение Потанина на заседании правительства оказалось сюрпризом. Он обещал обдумать вопрос, но тут выяснилось, что банкиры уже все порешали с вице-премьерами антагонистами – Анатолием Чубайсом и Олегом Сосковцом, и те дали добро.
А начальная цена ценных бумаг определялась просто по звонку представителей банков в Госкомимущество с вопросом – почем акции того или иного предприятия. На аукционы вышли несколько банков, и в борьбе за каждый из заводов они выпихивали конкурентов любыми способами
«Скандальной была история с аукционом акций РАО «Норильский никель», - писал в сентябре 1996-го «Коммерсантъ». - Спорили ОНЭКСИМбанк и «Российский кредит». Заявки на аукцион принимал ОНЭКСИМ. Он же в итоге и получил в залог акции «Норильского никеля». А фирма «Конт», гарантом которой выступал «Российский кредит», не была допущена к аукциону из-за того, что собственные средства банка-гаранта оказались меньше стартовой цены лота. Как раз это и должен был проверить банк, принимавший заявки, то есть ОНЭКСИМбанк. И в случае обнаружения несоответствия уведомить об этом «Российский кредит». ОНЭКСИМ утверждал, что так и сделал. «Российский кредит» говорил, что никакого уведомления не получал. Аукционная комиссия поверила ОНЭКСИМу».
На обратный выкуп акций дали несколько месяцев, но всем было очевидно, что в бюджете денег не наскребут. Поэтому срок продлили до 1 сентября 1996 года. За это время разразился банковский кризис, весной случились парламентские выборы с перестановкой ключевых фигур, причастных к аукционам. Скажем, Анатолий Чубайс ушел с должности первого вице-премьера, главой Госкомимущества стал Александр Казаков. Принимая должность, он сразу же заявил: государство вскоре выкупит пакеты акций. Но дальше разговоров дело не пошло.
Летом прошли президентские выборы, и после «победы» Бориса Ельцина первым вице-премьером стал Владимир Потанин – один из главных интересантов залоговых аукционов. Уже 4 сентября заместитель Казакова, Альфред Кох отмечает окончание срока залога и поясняет, что кредиторы могут теперь делать с акциями что угодно.
«Что же стоит за молчанием вокруг заложенных госпакетов? – задается вопросом журналист «Коммерсанта». - Может быть, осознание своего поражения обеими сторонами сделки? Существует точка зрения, что дело обстоит именно так. «Эти ребята не ведают, что творят и в какую трясину они попадают», - говорил год назад тогдашний министр топлива и энергетики Юрий Шафраник. Само по себе столкновение «таежного» производственного менеджмента и вестернизированного финансового ему не казалось основной проблемой. Гораздо серьезнее для экономики ему представлялись долгосрочные последствия этого столкновения и связанного с ним замедления темпов финансового оздоровления предприятий: «Они очень скоро поймут, что без государства будут не в состоянии поднять находящиеся в кризисе предприятия».
Вот только от поддержки государства никто отказываться и не собирался. В том же 1996-м потанинский «Норникель», например, ее получил. Как и «Сибнефть», и другие перешедшие в частные руки сырьевые предприятия.
В 2004-м Счетная палата России опубликовала доклад «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы». В нем все этапы приватизации и залоговых аукционов были рассмотрены в связке с существовавшими на момент происходившего законами и деятельностью органов исполнительной власти.
Среди отмеченных аудиторами в докладе нарушений – прямое участие в приватизации иностранных компаний (в основном из США), скупавших в том числе стратегических предприятий и заводов оборонно-промышленного комплекса. В частности, в руках американской Nic and Si Corporation, действовавшей через подставные организации, оказались акции 19 авиационных предприятий, а среди акционеров РАО ЕЭС России более трети были иностранцами.
По поводу залоговых аукционов в докладе было сказано, что это «один из механизмов приватизации, представленный серией сделок, проведенных в 1995 году, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли государственные пакеты акций нескольких крупных компаний (таких как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).
- Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом, - оправдывался цепко державшийся во властных структурах Анатолий Чубайс. - Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России.
Но, строго говоря, залоговые аукционы были не приватизацией, в которой, так или иначе поучаствовали почти все. Залоговые аукционы стали почти кулуарным дележом самых ценных предприятий российской промышленности между горсткой олигархов под предводительством Чубайса, Потанина и Коха.