Заклад бывает богат: 29 лет назад государство заложило предприятия банкирам
Идею выдать кредиты от банков под залог акций государственных предприятий выдвинул Владимир Потанин, на тот момент глава «ОНЭКСИМ-банка». Он же донес ее до правительства, и оно согласилось. Хотя одалживали государству его же деньги, которые оно ранее разместило на счетах этих самых банков. Причем совсем не те суммы, в которые реально оценивалась стоимость предприятий, а в несколько раз меньше. Скажем за «Норильский никель» Потанин заплатил $170,1 млн при стоимости предприятия в десятки миллиардов.
Впрочем, для премьер-министра Виктора Черномырдина предложение Потанина на заседании правительства оказалось сюрпризом. Он обещал обдумать вопрос, но тут выяснилось, что банкиры уже все порешали с вице-премьерами антагонистами – Анатолием Чубайсом и Олегом Сосковцом, и те дали добро.
А начальная цена ценных бумаг определялась просто по звонку представителей банков в Госкомимущество с вопросом – почем акции того или иного предприятия. На аукционы вышли несколько банков, и в борьбе за каждый из заводов они выпихивали конкурентов любыми способами
«Скандальной была история с аукционом акций РАО «Норильский никель», - писал в сентябре 1996-го «Коммерсантъ». - Спорили ОНЭКСИМбанк и «Российский кредит». Заявки на аукцион принимал ОНЭКСИМ. Он же в итоге и получил в залог акции «Норильского никеля». А фирма «Конт», гарантом которой выступал «Российский кредит», не была допущена к аукциону из-за того, что собственные средства банка-гаранта оказались меньше стартовой цены лота. Как раз это и должен был проверить банк, принимавший заявки, то есть ОНЭКСИМбанк. И в случае обнаружения несоответствия уведомить об этом «Российский кредит». ОНЭКСИМ утверждал, что так и сделал. «Российский кредит» говорил, что никакого уведомления не получал. Аукционная комиссия поверила ОНЭКСИМу».
На обратный выкуп акций дали несколько месяцев, но всем было очевидно, что в бюджете денег не наскребут. Поэтому срок продлили до 1 сентября 1996 года. За это время разразился банковский кризис, весной случились парламентские выборы с перестановкой ключевых фигур, причастных к аукционам. Скажем, Анатолий Чубайс ушел с должности первого вице-премьера, главой Госкомимущества стал Александр Казаков. Принимая должность, он сразу же заявил: государство вскоре выкупит пакеты акций. Но дальше разговоров дело не пошло.
Летом прошли президентские выборы, и после «победы» Бориса Ельцина первым вице-премьером стал Владимир Потанин – один из главных интересантов залоговых аукционов. Уже 4 сентября заместитель Казакова, Альфред Кох отмечает окончание срока залога и поясняет, что кредиторы могут теперь делать с акциями что угодно.
«Что же стоит за молчанием вокруг заложенных госпакетов? – задается вопросом журналист «Коммерсанта». - Может быть, осознание своего поражения обеими сторонами сделки? Существует точка зрения, что дело обстоит именно так. «Эти ребята не ведают, что творят и в какую трясину они попадают», - говорил год назад тогдашний министр топлива и энергетики Юрий Шафраник. Само по себе столкновение «таежного» производственного менеджмента и вестернизированного финансового ему не казалось основной проблемой. Гораздо серьезнее для экономики ему представлялись долгосрочные последствия этого столкновения и связанного с ним замедления темпов финансового оздоровления предприятий: «Они очень скоро поймут, что без государства будут не в состоянии поднять находящиеся в кризисе предприятия».
Вот только от поддержки государства никто отказываться и не собирался. В том же 1996-м потанинский «Норникель», например, ее получил. Как и «Сибнефть», и другие перешедшие в частные руки сырьевые предприятия.
В 2004-м Счетная палата России опубликовала доклад «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы». В нем все этапы приватизации и залоговых аукционов были рассмотрены в связке с существовавшими на момент происходившего законами и деятельностью органов исполнительной власти.
Среди отмеченных аудиторами в докладе нарушений – прямое участие в приватизации иностранных компаний (в основном из США), скупавших в том числе стратегических предприятий и заводов оборонно-промышленного комплекса. В частности, в руках американской Nic and Si Corporation, действовавшей через подставные организации, оказались акции 19 авиационных предприятий, а среди акционеров РАО ЕЭС России более трети были иностранцами.
По поводу залоговых аукционов в докладе было сказано, что это «один из механизмов приватизации, представленный серией сделок, проведенных в 1995 году, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли государственные пакеты акций нескольких крупных компаний (таких как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).
- Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом, - оправдывался цепко державшийся во властных структурах Анатолий Чубайс. - Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России.
Но, строго говоря, залоговые аукционы были не приватизацией, в которой, так или иначе поучаствовали почти все. Залоговые аукционы стали почти кулуарным дележом самых ценных предприятий российской промышленности между горсткой олигархов под предводительством Чубайса, Потанина и Коха.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов