Следующий раздел Польши будет последним
В октябре исполнилось 405 лет со дня освобождения Москвы от польских интервентов. Натворили тогда дел соседи, ничего не скажешь. Россия помнит об этом, но каяться за ту агрессию Польшу никогда не призывала. А вот панове все больше идут вразнос, день ото дня повышая градус русофобии в публичной политике. Дело дошло уже до требования компенсации за «советскую оккупацию». Обсудить, кто кому должен, мы решили с публицистом и писателем Арменом ГАСПАРЯНОМ, завсегдатаем популярных политических ток-шоу.
- Армен Сумбатович, вы постоянно ходите на съемки, где появляются буйные поляки-политологи, которые регулярно провоцируют драку. Как вы с ними общаетесь?
- По разному. Якоб Корейба в реальной жизни вполне вменяем. С ним у меня нормальные отношения, можно попить кофе вместе, что-то обсудить. Но перед телекамерой у него как будто в голове включается лампочка, и он начинает вещать все эти нелепые мифы, не желая слушать возражений.
А вот с Томашем Моцейчуком вообще не общаюсь, это просто глупый человек. И однажды на съемках ему от меня чуть не прилетело. Один известный политик придерживал полу моего пиджака, чтобы я не пустил в ход кулаки.
Когда Моцейчук заявил, что СССР оккупировал Польшу, я ответил: «Послушайте, юноша! Шестьсот тысяч советских солдат погибло за то, чтобы из таких, как вы, не сделали мыло. По критериям нацистов вы стояли не намного выше евреев!» Для меня это личное. Мой дед освобождал Польшу и был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Правда, потом Моцейчук подошел ко мне с извинениями. Мол, он не моего деда имел в виду, стал юлить, в общем.
- А ведь Моцейчук всего лишь повторяет официальную позицию Варшавы. Чего же им так неймется?
- Это вечный комплекс страны, которая из поколения в поколение позиционировала себя великой империей - «от моря до моря». Но все время дробилась между другими государствами. Отсюда их нелюбовь к Пруссии (теперь Германии) и России. Однако после знаменитого рейда генерала Михаила Муравьева, который подавлял польское восстание 1863 - 1864 годов, они затихли надолго. Этот Муравьев был родным дядей известного декабриста Муравьева-Апостола, которого приговорили к смертной казни. А дядя любил ехидно говаривать: «Я не из тех Муравьевых, кого вешают, а из тех, кто сам вешает». И действительно: войдя в Варшаву, он заявил, что всех, кого увидит на улице с оружием, - расстреляет. А остальных просто повесит. За что предсказуемо получил прозвище «вешатель». Поляки тогда получили такую прививку от русофобских настроений, что даже поставили Муравьеву памятник.
1480 взрывов
- Затем Российская империя распалась…
- И открытая русофобия вновь стала актуальной. Но в широком смысле - на своей территории панове активно притесняли и белорусов, и украинцев - всех тех, кто являлся частичкой геополитического пространства, которое теперь принято называть «русским миром». Потом русофобию активно культивировало польское правительство в изгнании. А после распада Варшавского договора эта идеология стала базовой конструкцией. И вот теперь требуют деньги.
- За что?
- Мы во всем виноваты. И в том, что не помогли Варшавскому восстанию в 1944 году, хотя они сами этого категорически не желали. И в пакте Молотова-Риббентропа, хотя это всего лишь договор о ненападении. Ведь никто же не называет аналогичные документы, подписанные Польшей, пактом Пилсудского-Гитлера!
И в том, что из-за Советского Союза они после войны не получили помощи от США в рамках плана Маршалла. Хотя еще за два года до появления этого плана СССР, истощенный войной, помог им отстроить Варшаву.
И в так называемой августовской облаве 1945 года, которую они называют геноцидом. А на самом деле это была спецоперация органов армейской контрразведки по ликвидации бандитского подполья и недобитого немецкого контингента. Договорились до того, что если бы не Совесткий Союз, то и концлагерей на территории Польши не было!
Мы до самого последнего времени не отвечали на все это хамство. На одном из эфиров мой старший товарищ, коллега и друг Владимир Соловьев сказал мне: «Давай, Сумбатыч! Ты должен наконец написать книгу о Польше». Я как раз сейчас над ней работаю, хотя материал необъятный. Политическая история - мощное оружие. Если ты им не воспользуешься - его направят против тебя.
- Давайте оставим в стороне времена Минина и Пожарского. Что еще можно предъявить вечно обиженным соседям?
- Хорошо, возьмем XX век. Это не только уничтожение пленных красноармейцев, но и пленных белогвардейцев! В 1920 году в руки поляков попал отряд деникинского генерала Николая Бредова, получившего приказ отступать в Крым. Значительная его часть погибла в лагерях для заключенных. К вопросу о том, что поляки только с красными воевали!
Это уничтожение Русской православной церкви на территории Польши. В храмах в лучшем случае устраивались костелы, в худшем - свинарники. Десятки священников были зверски убиты. Прихожан Русской православной церкви под конвоем, под веселую музыку, гнали на службу в польские костелы. Собор Александра Невского в 1926 году в Варшаве был стерт с лица земли - для этого понадобилось 1480 взрывов. Но вандалами, понятное дело, могут быть лишь большевики! Гонения на Русскую православную церковь закончились только в годы немецкой оккупации. И сразу возобновились после того, как Красная Армия прошла через Польшу в Германию. Опять начались убийства батюшек, 90 процентов православных церквей исчезли.
Обыкновенный террор
- Вещи страшные, но все это они творили у себя дома.
- Пожалуйста, план по уничтожению Советского Союза под названием «Прометей» (затем возникла и одноименная организация). Разработан при участии маршала Пилсудского, президента Второй Польской Республики. Суть плана - расчленение нашей страны с помощью националистов. С точки зрения современного международного права - терроризм чистой воды. Сколько за это потребуем?
А во сколько миллиардов можно оценить деятельность против Российского государства двух варшавских студентов-террористов Ивана Каляева и Бориса Савинкова? Мы тоже считать, как поляки, умеем.
- А их счет по поводу «упущенной выгоды за годы оккупации»?
- В советское время поляки часто с благодарностью говорили, что обновленная Варшава полностью состоит из советского кирпича и цемента. Теперь они про это благополучно забыли. Посчитать количество вложенных миллионов, переложить на сегодняшний курс, прибавить проценты - на сколько потянет? А город Краков, который мы спасли от уничтожения, - это почем? А имущество РПЦ? Да им если даже вся Европа займет, не хватит расплатиться.
- Поляки ведь еще и с немцев компенсацию требуют!
- Сразу после этого дикого требования в немецких сувенирных магазинах появились футболки двух видов. На одной «мессершмит», на другой - танк 40-х «Панцер Карфаген 1». А вот надпись одна - «Мой дед был туристом в Польше».
К сожалению, ситуация все больше напоминает середину 30-х годов прошлого столетия. Пассивность и бессилие Лиги наций, нынешнего ООН. Империалистический угар: недели не проходит, чтобы Вашингтон кому-то не пригрозил - сейчас это КНДР и Иран. И совершенно хамское поведение той же Польши по отношению к двум соседям. Доиграются ведь до очередного раздела собственной страны. На этот раз последнего. Хотя третьей мировой войны я лично и врагу не пожелаю.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов