А была ли Орда? Пробелы и загадки в истории татаро-монгольского ига

Сегодня вслед за Львом Гумилевым многие российские историки доказывают: никакого «татаро-монгольского ига» не было

Сегодня вслед за Львом Гумилевым многие российские историки доказывают: никакого «татаро-монгольского ига» не было.

Историки Татарстана добились своего: вопрос об отмене термина «татаро-монгольское иго», придуманного в XVI веке поляками,  1 ноября будет поставлен перед Президентом России.  Но предложенный для нового учебника политкорректный заменитель лишь подслащивает пилюлю и может сработать на руку татарским националистам, вскормленным в 1990-х арабскими радикальными исламистами и Западом.

 

Суть спора

Российское историческое общество представило коллегам на обсуждение так называемый проект историко-культурного стандарта. 1 ноября он поступит на утверждение Президенту России. И вряд ли главе государства доложат, что среди его создателей нет сторонников версии Льва Гумилева и современных исследователей, которые считают саму идею «татаро-монгольского ига» выдумкой европейцев, всегда страшившихся «варварской» Руси и даже в XVII веке называвших всю ее территорию, включая давно покоренную Ермаком Сибирь, «Великой Тартарией».

В результате в курсе нашей отечественной истории, как и прежде, основанной на базе «академических» триллеров, созданных в XVIII веке немцами под руководством Герарда Миллера, который травил Михаила Ломоносова за жесткий протест такому подлогу, возможно, больше не будет термина «татаро-монгольское иго». Его заменят два словосочетания: «захват Руси Монгольской империей» и «система зависимости русских земель от ордынских ханов», чего и добивались историки Татарстана.

Эта «зависимость» весьма вдохновляет поддерживаемых Западом местных национал-сепаратистов, ратующих за отделение от России республики. Русские оттуда постепенно уезжают, но еще составляют половину населения, хотя во властной элите их уже раз-два и обчелся. И этнократическая элита не мешает внушать молодежи, будто русские в Татарстане - результат колонизации, начавшейся после распада Золотой Орды.

Поэтому националистам удобна смягченная для единого учебника прозападная версия враждебных отношений наших народов: унижение и порабощение Руси Ордой, затем русский реванш и унизительная для наших многовековых друзей и соратников в битвах за общую Отчизну колонизация «исконно татарских земель».

 

Загадочная икона Сергия РАДОНЕЖСКОГО со сценой Куликовской битвы...

 

Прозападная версия

Классическая, то есть признанная официальной наукой, версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и «освобождения от ордынской тирании» вкратце такова.

В начале XIII столетия в монгольских степях смелый племенной вождь Чингисхан сколотил из кочевников огромное войско, спаянное железной дисциплиной, и решил покорить весь мир. Завоевав ближайших соседей, а потом Китай, могучая татаро-монгольская орда поскакала на запад. Пройдя около пяти тысяч километров, монголы разгромили государство Хорезм, затем Грузию, в 1223 г. вышли к южным окраинам Руси и разбили войско русских князей в сражении на реке Калке. Зимой 1237 г. монголо-татары вторглись на Русь, сожгли и разорили множество русских городов. А в 1241 г. по завету Чингисхана пошли на Западную Европу - вторглись в Польшу, Чехию, Венгрию, достигли берегов Адриатического моря. И повернули назад, так как боялись оставлять у себя в тылу разоренную, но все еще опасную для них Русь. Началось татаро-монгольское иго.

...шедевр русского искусства середины XVII века*

КСТАТИ: Фрагмент этой иконы загнал историков в угол. Слева под флагом с ликом Христа русские войска, справа - «татаро-монголы»... в точно таких же шлемах и доспехах с Иисусом на знамени! Советские ученые (с нерусскими фамилиями!) этот факт почему-то упорно замалчивали. А теперь казанские националисты, спонсируемые из Саудовской Аравии, внушают молодежи, будто на Куликовом поле русские бились с русскими. И не за целостность Руси даже, а... в рамках разборки ордынских ханов за контроль над Москвой, Коломной, Муромом и Владимиром.

Огромная Монгольская империя, простиравшаяся от Пекина до Волги, зловещей тучей нависала над Русью. Монгольские ханы выдавали русским князьям ярлыки на княжение, то и дело нападали на Русь, чтобы грабить и разбойничать, собирали огромную дань, неоднократно убивали у себя в Золотой Орде русских князей, хотя со временем якобы среди монголов стало много христиан, и потому отдельные русские князья завязывали с ордынскими властелинами тесные отношения. С помощью татаро-монгольских отрядов такие князья удерживались на княжеском престоле и собирали дань для Золотой Орды. Окрепнув со временем, Русь стала показывать зубы. В 1380 г. великий князь московский Дмитрий Донской разбил на Куликовом поле ордынского хана Мамая, положив начало конца ига. А еще через столетие, в так называемом стоянии на Угре, сошлись войска великого князя Ивана III и ордынского хана Ахмата. Противники долго стояли по разные стороны реки, после чего хан увел орду на Волгу. Эти события и считаются «концом татаро-монгольского ига».

 

Победу над фашизмом русские и татары всегда отмечали вместе

 

Вопросы без ответа

Сегодня спорят уже четыре лагеря толкователей тех далеких событий. Например, сторонники «православной» интерпретации делают акцент в битве на Куликовом поле на победе христианской Руси над степными иноверцами. Но не могут ответить на простые вопросы:

* Кем был Мамай? Если злой татарин, то почему в его войске служили ясы и аланы (то есть православные аланы и осетины Кавказа), черкасы (казаки), половцы и печенеги (славяне, народы Прикубанья), фряги (генуэзские наемники) и какие-то «бесермены»?

* Зачем Сергий Радонежский поначалу уговаривал князя Дмитрия уступить «татарским» требованиям, если целью Мамая было уничтожение христианской веры? Почему, прослышав о грозящей Руси беде, Дмитрию Донскому ни один из русских независимых владетельных князей не помог, а пришли на помощь только литвины? Быть может, это было некое дело, касающееся одного Дмитрия?

* Зачем Дмитрия сопровождают разбойники, а Мамая - бояре и князья? И почему он взывал к славянским и эллинским богам?

Но много неясного остается и в других интерпретациях  прозападной версии русской истории:

* Почему Донской, победив Мамая, бежит от Тохтамыша, бросив Москву и семью? И, собрав войско, не преследует татар, а нападает на Рязань? Сторонники «либеральной гиперкритики» считают, что Донской всего лишь защищал татарского царя от самозванца и узурпатора Мамая. Но почему тогда Тохтамыш разрушил через два года Москву?

* Почему татары в Европе воевали только с некоторыми народами, а не захватывали всех подряд?

И сегодня живы ветераны, не понаслышке знающие, что мы - два братских народа

 

Разборка христиан

Популяризатор истории - писатель Александр Бушков считает, что бесконечный список подобных «детских» вопросов снимается тезисом Гумилева «ига не было». Религиозной войны тоже. Никакие татары к нам из монгольских степей не приходили, а были нашими заволжскими соседями, и отношения между «Русью» и «Ордой» - яркий пример симбиоза. Потому и православные храмы не разрушали, и священнослужители освобождались от дани.

Много свидетельств о том, как русские князья и «монгольские ханы» становились побратимами, родичами, зятьями и тестями, ходили в совместные военные походы, дружили. Отношения такого рода уникальны. Отчего-то ни в одной разбитой или захваченной ими стране татары так себя не вели. И эта поразительная разница в поведении и расхождение в датировках одних и тех же событий, описываемых в российских и зарубежных источниках, а также созвучие имен героев хроник привели современных исследователей к неожиданному выводу: Золотая Орда - это часть Руси, та, что находилась под властью владимиро-суздальских князей, потомков Всеволода Большое Гнездо - сына Ярослава и внука Александра.

И битва на Калке - вовсе не столкновение с другими неизвестными народами, а один из эпизодов междоусобной войны, которую вели меж собой христиане-русские, христиане-половцы и христиане-татары. Просто Ярослав Всеволодович и его сын Александр (будущий Невский) начали жесточайшую борьбу за господство над всеми русскими землями. Именно их армия-орда, в которой хватало татар, и послужила европейским фальсификаторам истории, окружавшим русский трон со времен Петра I, поводом для создания жуткой картины «азиатского нашествия». Но вот незадача. До него Ярослав княжил в крохотном городке, а после - великий князь, «старший над прочими». Александр до «ига» княжит в строптивом Новгороде, а тут получает Киев, после смерти отца становится великим князем владимирским и отправляет сына княжить в Новгороде. То есть приобретает огромное влияние на дела Руси.

При таком раскладе понятно, почему у «ордынцев» словно и нет других забот, кроме одной - поддерживать порядок на Руси. Выдавать ярлыки на княжение, взимать дань, карать набегами «ордынской конницы» тех, кто пробует выступать против установленного порядка и разжигать междоусобицу.

Авторы этой версии даже считают, что Ярослав и Александр были либо прототипами Чингисхана и Батыя в мифах об Орде, либо реально действовали под их именами, чтобы образумить Русь, погрязшую в бесконечных войнах, смутах и кровавой неразберихе.

Принять столь ошеломляющую версию очень непросто даже тем, кто сдавал ЕГЭ по слитым в Интернет ответам. В пользу ее говорит и тот факт, что царей Орды называли ханами или каганами, однако титул кагана носил и креститель Руси князь Владимир. А ханский - Ярослав Мудрый, скончавшийся в 1054 г., и его внук Олег Святославович (1053 - 1115 гг.).

Словом, ясно одно: нельзя исключать, что «Мамаево побоище» и «стояние на Угре» это не борьба с пришлыми агрессорами. И тогда, безусловно, прав писатель Александр Прозоров: «Русские четыре тысячи лет жили с татарами бок о бок. Дрались, дружили, роднились. Громили римлян, крестоносцев, османов, поляков, французов, немцев... А теперь дети открывают учебник, и им с каждой страницы капает: враги, враги, враги...»

 

Открытие генетиков

Но ведь то же самое официальные российские учебники и татарским детям внушают, мол, «русские - извечные враги». И замена термина «татаро-монгольское иго» на «систему зависимости русских земель от ордынских ханов» такого прискорбного положения вещей не отменит и вряд ли объяснит, почему большинство крымских татар, считающих себя цветом Золотой Орды, в Великую Отечественную войну переметнулось к фашистам, а татары других регионов героически бились с гитлеровцами. Может, с этими героями русские и впрямь одной крови? И права поговорка «Поскреби русского, найдешь татарина»...

Оказывается, нет. Это доказывают результаты масштабного эксперимента, опубликованные в научном американском журнале «The American Journal of Human Genetics». Цитирую: «Несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще во времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов». То есть при многих смешанных русско-татарских браках никакой ощутимой примеси «ордынской крови» у русского народа не было и нет. А вот идентичность генотипов русских, украинцев и белорусов генетиками подтверждена.

О чем это говорит? Вопреки русофобским крикам «все давно перемешались, русских уже нет!» доказано, что русские были, есть и будут монолитной нацией с выраженным генотипом. Более того, исследуя материалы останков из древнейших захоронений, ученые установили, что земли Центральной и Южной России были заселены русичами как минимум в первых веках нашей эры или даже прежде Рождества Христова. А основная зона контактов европеоидов с людьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири.

То есть наши предки проживали практически на всей территории современной России. И нет никаких свидетельств, что до нас на наших землях жили какие-то другие племена, которых русские якобы вытеснили или ассимилировали. Так что генетики поставили серьезную подножку всем русофобам и татарским националистам в частности. И косвенно подтвердили теорию Льва Гумилева.

 

Поэт Габдулла ТУКАЙ, сын муллы, уроженец Казанской губернии, в Татарстане считается символом народной татарской души. Высшая государственная премия республики в области искусства носит его имя. В его честь названы площади и улицы. Памятники поэту установлены в Казани, Москве и Санкт-Петербурге.

На русской земле проложили мы след, Мы - чистое зеркало прожитых лет. С народом России мы песни певали, Есть общее в нашем быту и морали, Один за другим проходили года - Шутили, трудились мы вместе всегда. Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить.

(Надежды народа в связи с великим юбилеем)