Допинг как оружие. Рожденная МОК организация теперь ему же и приказывает
- Я вижу логику в том, что за «кровяной допинг» австрийским лыжникам дают бан на четыре года, - рассуждает олимпийская чемпионка, лыжница Вероника Степанова. - Там совершенно очевидно: ребята хотели результаты улучшить и отлично понимали, что делали. Капельницу с почти литром крови случайно не поставишь. Но когда те же четыре года дают несовершеннолетней Камиле Валиевой за кардиопротектор, который на результат в фигурном катании не влияет, - я не вижу логики. И это заставляет меня сомневаться в беспристрастности ВАДА и связанного с ней МОК. Кто эти люди, решившие, что именно они будут определять, каким должен быть современный профессиональный спорт, что можно, а что нельзя?
А действительно, кто они?
В 1960-х это была скромная медицинская комиссия при МОК, выявляющая прием сильнодействующих препаратов. А потом канадец Ричард Паунд, отвечавший в МОК за привлечение спонсоров (продюсер, в общем), предложил создать независимое агентство по борьбе с допингом. И стал первым президентом учрежденного в 1999-м ВАДА. Да, ему всего-то 25.
Агентство постепенно заручалось поддержкой влиятельных канадских и американских политиков и подмяло почти весь мировой спорт. Более того, во Всемирном антидопинговом кодексе указано, что решения ВАДА обязательны к исполнению Международным олимпийским комитетом!
Запретить диваны!
Эксперты ВАДА, фамилии, специализацию и ученую степень которых вы вряд ли где найдете, ежегодно обновляют список запрещенных веществ. Вносят препараты, если они соответствуют хотя бы двум критериям:
- помогают улучшить результаты;
- опасны для здоровья;
- нарушают дух честного соперничества.
Согласитесь, под последний можно подтянуть что угодно. Один спортсмен добирался до места соревнований двое суток на перекладных, а местный с комфортом выспался на диване. Объявим диван допингом? Никаких проблем, если это выгодно ВАДА.
Как в список попали мельдоний, а за год до него - триметазидин, не помогающие быстрее бегать, выше прыгать или идеально скользить? Первый оказался под запретом вскоре после бегства из России Григория Родченкова, второй - после того как его почему-то часто стали обнаруживать в пробах. Никаких исследований о влиянии препаратов на кондиции атлетов. Просто отличная возможность мести нарушителей пачками. Ведь нет допинга - нет ВАДА.
А еще хитрозадые вадовцы придумали дисквалифицировать за пропуск допинг-проб. Все спортсмены обязаны вводить в электронную систему информацию о своих передвижениях и с точностью до минуты указывать, когда и по какому адресу их можно найти. Допинговый офицер может нагрянуть в любой момент, и ты обязан пописать в баночку в его присутствии. Например, в пять утра у себя дома. Или в три ночи перед турниром.
Если спортсмена не застали на месте, в его электронном паспорте ставится «флажок». Три таких - и дисквалификация на пару лет.
ВАДА - единственная международная организация, умудрившаяся отменить презумпцию невиновности. Вина всегда на спортсмене. Попался - выкручивайся. Они сами постановили, что считается допингом, сами выбрали лаборатории, где проводят анализ, сами установили сроки наказания. И вершат судьбы атлетов, а то и целых видов спорта или стран.
В 2006-м МОК по наводке ВАДА исключил из программы Игр в Лондоне-2012 бейсбол и софтбол. Видите ли, Международная федерация бейсбола не создавала благоприятную и прозрачную антидопинговую культуру. Перевожу: мы вас нагнули, потому что можем. А вот на национальные американские лиги баскетбола, хоккея, американского футбола и бейсбола тявкать боятся. Те - коммерчески успешные организации и шлют агентство подальше, устанавливая собственные допинговые правила. Вот и нам пора бы.
Кто больше платит, тот и заказывает
Больше всего в бюджет ВАДА вкладываются США - $3,4 млн в 2023 году. На втором месте Канада с $1,7 млн. Японцы отстегивают $1,5 млн. Нам за прошлый год насчитали $1,3 млн, но мы пока не заплатили, в том числе потому, что невозможно перевести деньги. Вот и не надо!
Канада хочет бронзу
В Пекине, когда все гнобили Камилу, Ричард Паунд призывал Россию к коллективной ответственности: пусть, мол, добровольно посыплет голову пеплом и самоустранится с пары-тройки Олимпиад. Возмущался: эти русские еще и в суд обращаются, оспаривают!
Теперь 81-летнему русофобу не понравилось решение ISU вручить нашим фигуристам бронзу пекинского командника. Бывший глава ВАДА безапелляционно заявляет: это ошибка, нужно срочно ее исправить, пересчитав баллы в пользу Канады.
Его патриотические чувства понятны, но решение о перераспределении медалей выносил как бы самостоятельный Международный союз конькобежцев. Или их независимость нам почудилась?
Кстати
- Очередной доклад Ричарда Макларена, как ни странно, не касается России. В нем приведена статистика. За 2019 год на тестирование проб ВАДА потратило $278 млн, а каждое выявленное нарушение обошлось в $181 тыс. Вот это эффективность!