У Сергея Собянина есть шанс начать долгожданные перемены не только для москвичей
У Сергея Собянина есть шанс начать долгожданные перемены не только для москвичей
8 сентября пройдут досрочные выборы мэра Москвы. Но результат их, похоже, предопределен - столичным главой станет Сергей СОБЯНИН. Ну не станете же вы, дорогие читатели, всерьез ставить, скажем, на отморозка ПАУКА или резонера и провокатора НАВАЛЬНОГО! Неплохие шансы были бы у МИТРОХИНА - Сергей груб, косноязычен и мужиковат, что несомненно привлекло бы часть электората, не будь он «яблочником». Либералам после ужаса 90-х, который они устроили в стране, на выборах ничего не светит еще очень долго.Наш политический консультант и колумнист Анатолий ВАССЕРМАН тоже не сомневается в результатах сентябрьского шоу. Он уверен также, что новому-старому мэру светит непочатый край работы. И рассуждает о том, чем надо в столице заняться в первую очередь.
- Будь я консультантом врио градоначальника Сергея Собянина, вступившего в предвыборную гонку, то первым делом посоветовал бы ему немедленно отменить расширение Москвы в том виде, в котором оно сейчас идет. Недаром обе палаты парламента отказались создавать парламентский центр в новой Москве. И недаром предложение построить там новый специзолятор вместо «Бутырки» вызвало бурное недовольство адвокатов и судей: им ясно, что добрая половина заседаний будет срываться из-за долгой перевозки подследственных оттуда в суды. Но, главное, десятки тысяч рядовых граждан продолжат часами маяться в пробках.Дело в том, что новая Москва соединена со старой очень узким коридором, который не позволит наладить транспортное сообщение, даже если снесут половину домов и понастроят магистрали. Новая Москва фактически останется отрезанной от старой, так как при подъезде к широким магистралям на узких дорогах все равно будут образовываться гигантские заторы, как это и сейчас происходит близ МКАД.
Призыв СОБЯНИНА пересесть на велики пока не вызвал энтузиазма у москвичей. Фото Ивана ВИСЛОВА/«Комсомольская правда» |
Динамичная Москва
Если уж расширять Москву, то делать это по проекту архитектора Николая Ладовского, предложенному в рамках конкурса на первый Генеральный план развития Москвы в 1932 году. Он считал, что Москва сотни лет была радиально-кольцевым городом-крепостью и потому не имела пространств и зданий, необходимых столице огромного государства. Но, расширяясь по тому же принципу, она задохнется в радиально-кольцевом заточении. И предложил постепенно расширять обе столицы - Москву и Ленинград - вдоль существующей Октябрьской железной дороги до их слияния в будущем в один мегаполис, а транспортную сеть намечал строить параллельно ОЖД и поперек нее, максимально сохраняя природу северо-западного направления: леса, поля, озера, речки.План «Динамичной Москвы» Ладовского был рассчитан на век, а не на безумные траты в течение 15 лет, когда городу не хватает детских садов. Голод 1932 - 1933 годов не позволил начать воплощение этого грандиозного и рационального проекта.К сожалению, наши политики просчитывать свои деяния на век вперед не умеют.
Повсеместный снос ларьков в угоду крупным монополистам-ритейлерам не прибавил СОБЯНИНУ популярности. Это вызвало у населения огромные неудобства и привело к росту цен. Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ/«Комсомольская правда» |
Карты в руки
Далее. Я бы учинил жесткий контроль за тем, чтобы гастарбайтеры жили в человеческих условиях и получали всю причитающуюся им зарплату на банковские карты, которые выдавал бы за счет города. И начал бы с дворников, так как они находятся на муниципальной службе. Такой подход позволил бы сразу решить массу проблем - от учета и контроля, необходимого в борьбе с коррупцией, до уменьшения количества мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, легально и нелегально промышляющих в столице. Поясню.Город ежегодно выделяет муниципалитетам большие деньги на обихаживание территории с учетом такой заработной платы работникам, за которую и москвичи согласились бы вкалывать. Но большая часть этих денег не доходит до дворников, садовников, маляров, а растворяется в карманах тех, кто их нанимает. Если продумать механизм, гарантирующий всем работягам, которые заняты и в частном бизнесе, получение заработка на пластиковые карты, то нужда в гастарбайтерах из других стран очень быстро уменьшится - из областей России работать приедут свои. И не факт, что они безропотно будут от своего заработка отстегивать мзду нанимателям.Есть у мэра Москвы шанс помочь не только москвичам, но и жителям всей страны. Поскольку наша столица - один из крупнейших в мире центров образования, я бы на месте градоначальника начал активную борьбу за отмену всех «реформаторских» нововведений в образовании за последние четверть века.Желающие помочь мэру на этой стезе найдутся быстро, так как уже почти никому не нужно объяснять, чем пагубны реформы по западному образцу, навязанные народу. И любой позитивный опыт мгновенно подхватят российские провинции - главный поставщик талантливой молодежи в московские вузы.
Трамвай - лучший вид общественного транспорта, уверен Анатолий ВАССЕРМАН |
На трамвае лучше
Еще я бы посоветовал Собянину сконцентрировать свои усилия в развитии общественного транспорта на трамваях, а не только на метро, которым он довольно успешно занимается. Хотя его заявление о том, что нужно экономить время и деньги на архитектурном оформлении станций, нелепо. Столичное метро и в XXI веке восхищает и россиян, и иностранцев именно оформлением. Разрушение этой традиции унизит Москву. Экономия там выходит грошовая, это ничтожные проценты от стоимости самой станции. С учетом затрат на перегонных тоннелях она и вовсе не видна. Зато разочарования от оформительской дешевки останутся в памяти россиян навсегда.Трамвай же из всех видов общественного транспорта самый высокопроизводительный. Правда, при условии, что любой транспорт, остановившийся на трамвайных путях, будет немедленно эвакуирован. Спецтехника позволяет эвакуировать как сломавшийся трамвай, так и любой автомобиль с помощью трамвая. В странах, где это правило неукоснительно соблюдается, не поймут анекдотов вроде «если один трамвай станет, то на уши встанет весь город». Пожелал бы я Собянину дезавуировать еще одно его предложение: заменить в центре города троллейбусы автобусами на экологически чистом газовом топливе. Каким бы чистым оно ни считалось, все равно вредные выбросы имеются. А главное, эксплуатационные расходы на «газовый» автопарк будут значительно выше, чем на троллейбусный. Но вот с идеей обустройства в центре Москвы платной парковки я, к сожалению, согласен. Критикуемый побочный эффект мне понятен, но в обозримом будущем я не вижу других способов оперативно обеспечить возможность движения в центральной части города. Подземные парковки - это бешеные деньги и не менее бешеные истерики борцов за сохранность исторически значимых зданий, нередко находящихся в частных руках.
Гиганские пробки - одна из главных проблем столицы. Фото Алексея СТЕФАНОВА/«Комсомольская правда» |
Не того ругают
Что же касается жалоб москвичей на рост числа мигрантов в столице, роста цен на недвижимость и медобслуживание, услуги коммунальщиков и удушение малого бизнеса непомерной арендной платой, то могу сказать, что все это - лишь продолжение процессов, которые шли и при Лужкове и также мало зависели от него, как и от Собянина. Такова общая обстановка в стране. Если солидная часть российского производства заглохла и ставка местных предпринимателей делается на услуги, а какая-то деловая активность сохраняется только в Москве, то понятно, что перебраться в нее, пусть даже временно, стремятся все, кто уже заработал какие-то деньги и ищет, куда их вложить. Так что цены на жилье и аренду помещений могут упасть только тогда, когда планомерно начнет развиваться хозяйство всей страны. А у нас уже два десятилетия правительство России поддерживает тенденцию на удушение всего высокотехнологичного и ввоз мигрантов для сферы услуг. И возлагать за это вину на мэра Москвы или другого города несправедливо. Подобные обвинения надо адресовать федеральным чиновникам.