Стремясь рассорить народы России, татарские националисты оконфузились
Стремясь рассорить народы России, татарские националисты оконфузились. Объявив 2013-й годом легендарного хана БАТЫЯ, молодцы из объединения «Азатлык» решили «поднять дух и национальное самосознание татар» и пообещали громко праздновать все победы полководца в набегах на Русь.
Союз татарской молодежи «Азатлык» - в переводе «Свобода» - пообещал провести пикеты в честь сожжения ханом Батыем русских городов - Москвы, Рязани, Суздаля, Владимира, Торжка, Козельска и других.
- Основная цель проведения года Батыя - показать силу и мощь татарской нации, напомнить о великих периодах татарской истории. Через такую фигуру, как хан Батый, мы подымем дух и самосознание татар, - заявил лидер азатлыковцев Наиль Набиуллин.
Кроме того, азатлыковцы призвали «истинных татар» не отмечать День Победы - дескать, это праздник не нашего народа и для «истинных татар» отмечать его позор.
Но может ли имя Батыя послужить столь низкому делу? И какое отношение к казанским татарам может иметь монгол Бату-хан? С этими вопросами активисты явно оконфузились. Мы же попытаемся с ними разобраться.
Монгол БАТЫЙ (1207 - 1256) юридически не был ханом, но народы степей назвали его БАТУ-ХАНОМ за создание государства Золотая Орда |
Власть Татарстана как бы не замечает шалостей своей молодежи, заявляющей: «Мы прославляем того, кто 200 лет держал на коленях русские земли». А Западу такая провокационная прыть, направленная против России, не может не понравиться. Так что деньжат молодым татарам, с которыми объединяются националисты Чувашии, Башкирии, Крыма, наверняка подбросят.
Со времен Ледового побоища и поражения тевтонских рыцарей в апреле 1242 г. татары и русские всегда сражались вместе против западных захватчиков |
С татарами не церемонился
Напомним, Батый - внук Чингисхана, повелевшего после захвата власти в Монголии в 1202 году «произвести всеобщее избиение татар и ни одного не оставлять в живых до того предела, который определен законом (Йасак); чтобы женщин и малых детей тоже перебить, а беременным рассечь утробы, чтобы совершенно их уничтожить». Что и было сделано, как свидетельствует «Сокровенное сказание монголов». Так дед Батыя отомстил татарам, которые, как и монголы, кочевали по среднеазиатским степям вплоть до границ Китая и веками истребляли племена друг друга, за убийство отца. Но никому из русских не пришло в голову праздновать годовщину этого ужаса.
Бату-хан, основатель Золотой Орды, покоряя причерноморские степи нынешней Украины, Северного Кавказа и других земель, включая Поволжье, с предками нынешних казанских и всех поволжских татар тоже не церемонился. Он правил с 1236 года и остался в истории России не как очередной налетчик-грабитель, а как воин, преподнесший урок тем русским крещеным князьям, что погрязли, раздирая Русь, в междоусобных кровопролитиях, стяжательстве и угнетении своих подданных.
И этот факт бесспорен, хотя уже более полувека, начиная с трудов историка Льва Гумилева, ученые спорят о том, было ли вообще татаро-монгольское иго. Мы же рассмотрим лишь те факты, с которыми согласны все стороны.
Крымские провокаторы хотят заразить антирусским шовинизмом всех горцев и степняков |
Завоевал между делом
Князю Александру Ярославовичу, будущему Невскому, во время первого набега Батыя в 1237 году было 18 лет. Безусловно, поставленный княжить в Новгороде в 14 лет, он знал историю неприглядного поведения русских князей, которое привело их к сокрушительному поражению от кочевников на берегу реки Калка (на территории нынешней Днепропетровской области Украины. - Е. К.). Для великороссов, сталкивающихся в основном с булгарами и половцами, наверняка все остальные степняки - чуваши, калмыки, мордва, дагестанцы, кабардинцы, тувинцы, буряты - были бы на одно лицо, но именно в рассказах об этой битве впервые в письменах XIII века появляется слово «татар» - неведомый народ, невесть откуда пришедший. К слову, в Европе так называли и все тюркские племена, и монголов, а населяемую ими территорию - Великой Тартарией.
Началось же все с того, что весной 1223 года отряды Чингисхана стали окружать причерноморские степи, где кочевали половцы. Ища спасения, множество половцев бежали в недружественный им Киев с вестью о неведомом русским грозном враге и с просьбой о помощи. Князь галицкий Мстислав Удалой убедил князей, что нужно идти прямо на врага и бить его вне пределов русской земли, не дожидаясь нападения.
Запад всегда мечтал стереть Россию с лица земли. В британском атласе XVII века на карте мира вовсе нет Руси, а Великая Тартария занимает даже давно покоренную ЕРМАКОМ Сибирь |
Русская рать уже стояла у Днепра, когда явились монгольские послы с объяснением, что они не собираются завоевывать русскую землю. Цель - покорить половцев. Послы даже предлагали помочь им в этом и поделить добычу. Но князья велели убить послов. У язычников-монголов был свой кодекс чести - Яса Чингисхана, который требовал врага в живых не оставлять, но считал самым страшным преступлением убийство доверившегося тебе человека. За такое злодеяние карали всю семью виновного, а его умерщвляли жестоким способом. И незнание закона никого не освобождало от ответственности.
31 мая князья вместе с половцами вступили в битву. Но Мстислав Удалой не хотел делить с кем-либо победу, в которой не сомневался, и начал бой, не известив отдаленные части русского стана. А половцы сразу побежали, расстроив русские ряды и пропуская монгольские конные отряды. В итоге монголы разгромили дружину Удалого и окружили Киев. За те три дня, что продержался Мстислав Киевский, погибло около 10 тысяч киевлян. И тогда монголы пообещали выпустить его из окружения, если он даст выкуп за себя и дружину. Но когда Мстислав и еще двое князей пришли с дарами, всех изрубили, как прежде это сделали князья, попировали и ушли, подтвердив, что завоевание Руси не входило в их планы.
Князь Александр НЕВСКИЙ первым поставил жизнь подданных выше денег и собственной славы |
Дошел до океана
Вторжение Батыя на Русь в рамках Великого западного похода монголов началось с Рязани.
- Рязанские князья, равно как и суздальские и владимирские, не участвовали в битве на Калке, и поэтому Батый не собирался с ними воевать. Однако дальнейшее движение войска требовало постоянной смены лошадей, постоянного получения продуктов. И Батый послал в Рязань парламентеров, стремясь получить от рязанцев пищу и лошадей, - пишет Лев Гумилев. - Рязанские князья, не удосужившись узнать, с кем имеют дело, сказали: «Убьете нас - все будет ваше».
Так и случилось. После чего монголы, взяв требовавшееся им продовольствие и лошадей, покинули Рязань. Деятельный рязанский боярин Евпатий Коловрат со своей дружиной нагнал уходивших монголов, ударил им в тыл и остановил их продвижение. Батый принужден был поворачивать фронт, чтобы разгромить Коловрата. С обеих сторон воины сражались героически, но исход боя предугадать было нетрудно: соратники Евпатия и он сам погибли, хотя и нанесли значительный урон врагу. Далее пали Владимир, Торжок и многострадальный Козельск, под стены которого, по Гумилеву, «монгол вела память о Калке. Ведь 15 лет назад князь черниговский и козельский Мстислав был участником убийства монгольских послов. И хотя Мстислав к тому времени уже умер, монголы, руководствуясь понятием коллективной ответственности, стремились отомстить «злому» городу за поступок его князя. По кодексу монголов, все подданные князя разделяли с ним равную ответственность за злодеяние уже потому, что соглашались иметь его своим князем. ...Вероятно, причины жестокой расправы с Козельском были хорошо понятны современникам: монголы осаждали Козельск семь недель, и никто из русских не пришел на помощь этому городу».
Страдания простых мирян разграбленных городов правителей не трогали. Но торговцы Углича, выдав монголам ими затребованное, спасли свой город. Их примеру последовали почти все приволжские города. Чернигов, Киев, Волынь были разграблены.
Преследуя половцев, монголы двинулись к Польше. Но поляки, а затем венгры тоже убили послов. В начавшейся войне монголы никого не щадили, потерпев лишь одно поражение - от чехов.
Западный поход был окончен к 1242 году, когда монголы вышли к Адриатике. Неудивительно, что церковные письмена разрушенных городов называли татар и монголов словом «погании», но даже они свидетельствуют, что на подчинившихся территориях Руси войска язычника Батыя не грабили и не разрушали церквей - главного оплота духовной жизни простых людей, так как Яса гласила, что каждый вправе верить в то, чему поверил.
Воины-герои Татарстана снискали любовь и уважение всех, кто празднует День Победы |
Освободил церковь
Главным союзником Батыя на Руси стал Александр Невский. Дело в том, что еще до того, как престол великокняжеский перешел к Александру, князь свободолюбивого Новгорода отправился на поклон к Батыю. Александр смирил свою воинскую и княжескую гордость и решил не мстить, а исправлять ошибку деда Мстислава Удалого, чтобы не лить кровь своих подданных и принести мир и монгольский порядок другим русским княжествам. И это было результатом главной победы князя-воина - победы над своей гордыней. Так детям в православных воскресных школах разъясняют, почему Александр Невский - святой. Когда два героя своих народов встретились, полководец Батый восхитился Александром. Великий хан поставил его над всею Южною Россией. Цена этой стабильности - 10-процентная дань. Но взималась она не с каждой души, как платили Орде сами ордынцы, а «с дыма» - то есть с хозяйства семьи, живущей под одной крышей. И, бывало, в сопровождении ордынцев князь ездил в непокорные города, требуя неукоснительно соблюдать его договор. Главным налогом были не поборы с населения, а тамга - налог с торгового оборота, от которого происходит слово «таможня».
Казалось бы, народ должен был презирать пошедшего на унижение князя и ненавидеть Батыя. Но письменные предания не разоренных Батыем городов свидетельствуют о другом. Батыя в них называют «Саин» - в переводе с монгольского «справедливый, добрый». Он устанавливал общие для всех законы на завоеванных территориях и таким образом прекратил княжескую междоусобицу. Освободил от налогов церковь, заложил нынешние города Астрахань, Волгоград, Саратов и другие.
Так что вряд ли Бату-хану, в чьем окружении было много христиан, понравились бы агрессивные призывы оконфузившихся азатлыковцев к вражде на религиозной и национальной почве и столь выгодному США и другим врагам России отделению Татарстана. Да еще и с использованием имени великого полководца и создателя Золотой Орды.
Откуда пришло слово «иго» * Первым словосочетание «татарское иго» употребил в «Польской хронике» 1515 - 1519 гг. Матвей Меховский - придворный врач и астролог короля Сигизмунда I, автор медицинских и исторических сочинений. Распространил термин в записках о Московской войне 1578 - 1582 гг. Рейнгольд Гейденштейн, статс-секретарь другого польского короля Стефана Батория, а затем уже подхватили западноевропейские историки. * В 1739 г. русский историк Василий Татищев в своем фундаментальном труде «История Российская», основанном на летописях, термин «иго» не употреблял. * В 1817 г. Христофор Крузе издал «Атлас по Европейской истории», где впервые ввел в научный оборот дефиницию «монголо-татарское иго» в значении: господство, угнетение, рабство, неволя, власть чужеземных завоевателей над побежденными народами и государствами. И только в 20-е годы XIX века при Александре I российские историки переняли термины: монголо-татары, монголо-татарское иго, монгольское иго, татарское иго и ордынское иго.
Татары все разные В Великую Отечественную войну большинство казанских татар героически защищали Родину, а многие представители крымских татар становились предателями, из которых фашисты формировали отряды карателей. Именно их единомышленников стремятся объединить с националистами провокаторы-азатлыковцы, разжигая религиозную рознь в нашей многонациональной стране.
Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду! Газета «Азат Крым» («Освобожденный Крым»), 10 марта 1942 г.