У Березовского была слабость - молоденькие девочки
БАБ подарил актеру фильма «Олигарх» золотые запонки
Десять лет назад на экраны вышла картина Павла ЛУНГИНА «Олигарх». Для сценария была адаптирована книга друга Бориса БЕРЕЗОВСКОГО - Юлия ДУБОВА «Большая пайка». То, что деньги на кинопроизводство с Владимиром МАШКОВЫМ в главной роли дал сам БАБ, ни для кого не секрет. Борис Абрамович и второй герой повествования — его партнер Бадри ПАТАРКАЦИШВИЛИ участвовали в кастинге актеров, а после съемок поддерживали с ними теплые отношения.
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ. Фото: «Reuters» |
Как рассказал сценарист картины «Олигарх» Александр Бородянский, вопрос, на чьи деньги снимается фильм, витал в воздухе, но договор на работу был подписан с какими-то ООО.
- Чья это была контора: Бадри или Березовского, не знаю, - говорит Александр Бородянский. - Никаких требований со стороны режиссера Павла Лунгина ко мне не предъявлялось. Меня удивило, что фигуры Березовского и Бадри в книге Юлия Дубова «Большая пайка» - не очень симпатичные. Меня тогда не интересовало, кто дает деньги. Если бы сказали написать сценарий, восхваляющий или ругающий Березовского, я бы не стал участвовать.
В одном моменте режиссер Лунгин и сценарист Бородянский все же не сошлись во мнении.
- Финал был другой: по сценарию прототип Березовского идет один, грустный, - говорит сценарист. - Цена успеха олигарха — одиночество. Но Лунгин поменял финал. Если помните, Березовский и его друг Бадри хотят покинуть страну, но в последний момент разворачивают машину и возвращаются в Москву. В действительности, Березовский уехал в Лондон, и не смог вернуться. Только вот от проблемы одиночества не ушел: иначе бы не писал письма Путину о том, что хочет вернуться в Россию. Оказавшись в Лондоне, он почувствовал полную изоляцию: ни друзей, ни интриг. Яхты, в отличие от Абрамовича, не были самоцелью для Березовского...
Как рассказал сценарист, главных актеров искали не по внешнему сходству, а по характерам.
- Левани Учанеишвили подходил по сути, хотя и не был похож на Бадри, - объяснил Бородянский. - Автор книги Юлий Дубов рассказал мне много историй о Березовском. Например, как он нашел молодого гения-финансиста и поселил его в Лондоне. Тот сидел в гостинице и ждал, а Березовский забыл про него и улетел в Москву. Такие детали помогли мне понять характер. В то время меня удивило, что книга вообще вышла в свет. Уверен, что Березовский и книгу-то не читал. Это Гусинского интересовало искусство, он — театрал, а Березовский вышел из ученых - математиков. По моему сценарию герой должен вызывать сочувствие, а секс-символа из него сделал уже Павел Лунгин.
Дружба с олигархами
О том, что актеры и опальные олигархи встречались после выхода картины в свет, нам рассказала израильская актриса Роза Исакович:
- Я дружила с Левани Учанеишвили с детства, - говорит Роза. - На фильм его позвали из Америки, куда он эмигрировал в 1992 году. В голливудской тусовке его хорошо знают: он дружит со Стивеном Сигалом. Со слов Левани, Володю Машкова утвердили на роль сразу, а вот, кто воплотит образ Бадри, не могли найти. Машков предложил Левани. Все, что его попросили сделать, так это сделать жесткий нечеловеческий взгляд. Левани мне рассказывал: «Я такой был уставший, с дороги, поэтому так посмотрел, что сразу утвердили».
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ. Фото: «Reuters» |
С этого времени актер Левани Учанеишвили стал дружить с Бадри и Березовским.
- Бадри и Березовскому понравилось, как Левани и Машков их сыграли, - продолжает Роза. - Знаю, что с Березовским и Патаркацишвили консультировались: кто будет играть, и какой сюжет.
Как каждый уважающий себя еврей Березовский прилетал в Израиль на все главные праздники.
- Однажды звонок по телефону: «Роза, я в гостинице, приходи!» Подъезжая к гостинице, не знала с кем Левани прилетел. Рядом стоит какой-то знакомый мужик, но вспомнить не могу. Левани объяснил: «Роза, это Березовский». Через полгода Левани с Бадри и Березовским меня пригласили снова в гости. Мы поехали в пустыню, сначала ехали на джипах, а потом пересели на верблюдов. Картина сюрреалистическая: ночь, верблюды, пустыня и Березовский с Бадри на верблюдах.
Борю все время сопровождали молоденькие девочки, все как на подбор: блондиночки, в джинсиках, с хвостиком. У меня было такое ощущение: мужчина боится смерти и лезет на молоденьких, чтобы подпитываться энергией. Когда мы летели в частном самолете в Эйлат, я не выдержала и спросила у Бадри по поводу девочек: «Что это?» Он только заметил: «А, Роза, оставь ради Бога. Это его слабость».
В то время Березовский ни в чем себе не отказывал, но старался особо не выделяться.
- Конечно, они с Бадри жили в хороших гостиницах, - говорит Роза. - Да, кутили. Они искренне говорили про дружбу. Березовский ведь перевел на Бадри свои активы, когда надо было спасаться. А потом жена Бадри переписала на Березовского половину. Бадри рассказывал мне, с чего они начинали: «Боря приходит и говорит: «Давай открывать представительство «мерседеса»!» Бадри ему: «Боря, ты ненормальный, жрать в стране нечего». Но Березовский настоял: «Через год все правительство пересядет на «мерсы». И тогда Бадри сказал коронную фразу: «Ну ладно, все потеряем и поднимемся». В 91 году, когда продуктов не было, приходит Боря: «Скупаем все рекламные щиты». Бадри: «Боря, что рекламировать? Ты нормальный?» Скупили по дешевке щиты. Через год страна завалена товаром, и нужна реклама. Потом новая идея: «Открываем точки поддержанных машин». Народ покупал уже дорогие. С этого начался «ЛогоВАЗ».
Близких Березовский радовал сюрпризами.
- Левани он подарил золотые запонки в виде старинных монет, - рассказывает Исакович. - Борю сильно подкосило, когда Бадри умер. Знаю, что Левани прилетал на похороны Бадри. Считал, что Бадри убили. Мистика или нет, но возвращаясь с этих похорон Левани и его брат попали в аварию. Они сразу сели на самолет и улетели в Америку лечиться. Бадри очень любил Левани, твердил мне: «Ты знаешь, деточка, он самый лучший актер в мире». Из разговоров помню, что Бадри собирался помочь с финансированием фильма о грузинских евреях, который задумал снимать Левани.