Бизнес провалился – сперва границы были закрыты из-за ковида, а потом наглухо захлопнулись из-за санкций.
Сайт некогда популярной у россиян аутлет-деревни Zsar, что на русско-финской границе, теперь выдает ошибку 404 – такой страницы не существует. Как не существует и самой деревни. Нет, сами магазины стоят на месте, однако покупателей в них нет – бизнес прогорел.
Деревню отстроили в 2018 году, за год до ковида. Место для бутиков нашлось завидное: всего в полукилометре от контрольно-пропускного пункта через границу в Торфяновке. Туристы из России, особенно, из приграничного Петербурга, приезжали сюда на шопинг на выходные, а то и одним днем – за глаза хватало, чтобы нагуляться. Визы тогда выдавали без проблем только на этом основании – поездки за покупками.
Ковидный 2019 год все усложнил. Границы закрылись, шопинг отменился. Все терпеливо пережидали, надеясь, что скоро снова удастся погулять по бутикам люксовых и премиальных брендов, закупиться обновками с огромными скидками.
Когда границы снова открыли, бизнес вздохнул с облегчением, да и шопоголики тоже: в деревню снова рванули толпы туристов. Продукты, бытовая химия, одежда и обувь, посуда – все разлеталось, как горячие пирожки. Но бизнесу уже тогда было туго: компания-владелец подала заявление о банкротстве, шел процесс реструктуризация долгов.
Праздник жизни продолжался недолго. В 2022 году границы снова захлопнулись, и послаблений уже не было – наоборот, гайки закручивались все туже, о массовом туризме речь уже не шла.
В июле прошлого года Zsar из оживленного молла превратилась в деревню-призрак: ни людей, ни машин. Какое-то время бизнес еще пытался барахтаться.
«Сейчас трудно быть оптимистом, но все-таки постараемся верить в лучшее! Будьте здоровы, берегите себя и своих близких!» – последняя запись в сообществе аутлет-деревни ВКонтакте от 29 сентября 2022 года. Оптимизм не помог: по сообщениям финских СМИ, аутлет обанкротился и деревню выставили на торги. Туристов и покупателей здесь больше не ждут.
Для справки
Владелец финской деревни – компания Ajanta Oy, ее вложения в строительство оценивают в 35 млн евро. Инвестиции составили еще 15 млн. Бизнес не окупился.
«Хорошая идея была, но время неудачное», – признают финские бизнесмены.