Со времен войны на дне Балтийского моря осталось более 300 тыс. т боевых отравляющих веществ (ОВ). Время сделало свое дело: оболочки снарядов и бомб, начиненных ипритом, люизитом, зарином, заманом и прочей дрянью, проржавели насквозь. В любой момент может произойти залповый выброс.
На Потсдамской конференции в 45-м году страны антигитлеровской коалиции приняли странное решение: схоронить трофейные газы на дне морском. В водах Балтики было утоплено 302 875 т разных немецких боеприпасов с отравляющими веществами. Причем в советской зоне оккупации нашлось только 12 процентов гадости, остальное же «богатство» досталось американцам и британцам.
27 могильников
Советские моряки рассеяли емкости с ядами по дну юго-западнее латвийского Лиепая и у датского острова Борнхольм. Западники же сложили их в трюмах старых «посудин» и затопили в проливах Скагеррак и Каттегат, соединяющих Атлантику с Балтийским морем.
Как рассказал «Экспресс газете» вице-президент международного фонда «Мировой океан», вице-адмирал запаса Тенгиз Борисов, под руководством которого прошла серия международных экспедиций на Балтику, поисковые работы проводились с борта научного судна «Профессор Штокман» и с использованием глубоководного дрона. В Скагерраке на глубине 215 м были обнаружены 27 химических могильников. Телекамеры зафиксировали, что на затопленных союзниками судах сорваны крышки люков, разломаны борта, а снаряды и авиабомбы со смертельной начинкой лежат навалом друг на друге. Анализы воды и грунта показали, что бомбы и снаряды с ОВ дали течь.
- С учетом скорости коррозийного износа оболочек в морской воде 0,15 мм в год верхние ряды скоро продавят истончившиеся корпуса нижних боеприпасов, - считает Борисов. - И кругооборот воды в природе распространит заражение на другие регионы планеты.
Первые жертвы
Ихтиологи заметили, что среди рыб в последние годы значительно возросло количество мутантов. Практически исчезла популяция балтийского тюленя. Участились заболевания раком легких у шведских рыбаков. Наступает момент, когда надо принимать меры. И ясно, что никакой стране в одиночку с проблемой не справиться.
Еще в конце 90-х Москва направила представителей на конференцию в Норвегии. Участвовали представители прибалтийских стран. Выслушав доклад российской делегации, европейцы попросили сделать перерыв. Связались с начальством, после чего заявили, что вести переговоры по столь важной проблеме не уполномочены. И попросили отложить обсуждение на полтора месяца, чтобы разобраться в проблеме. Но никто на связь с Москвой так и не вышел. Лишь в паре статей европейские газеты констатировали: в Балтике и Северном море ежегодно вылавливают около 2,5 млн т морепродуктов, а значит катастрофа заденет интересы примерно 250 млн человек.
Свою озабоченность в частном порядке выразили неправительственные организации. Предлагали способы нейтрализации угрозы. Например, поднять и перезахоронить суда на бОльших глубинах в открытом океане. Или уничтожить содержимое ржавых трюмов на территории третьих стран. При этом ученые предупреждали: в момент подвижки судна может произойти окончательная разгерметизация боеприпасов. Рассматривалась, конечно же, идея накрыть суда на дне Балтики саркофагами наподобие чернобыльского. Но это стоило бы безумных денег...
Выход один
Тенгиз Борисов напомнил, что существуют технологии конструкторского бюро морской техники «Рубин», применявшиеся в 1989 году для изоляции затонувшей в Норвежском море атомной субмарины «Комсомолец». Они подходят и для изоляции химических боеприпасов на дне Балтики.
- Мы пришли к выводу - трогать их нельзя, - уверен Борисов. - Взрывчатые вещества в боеприпасах в морской воде образуют так называемые пикраты, чувствительные к ударам и толчкам. Если при попытке разгрузить трюмы рванет, то отрава частично растворится в воде, а частично осядет на дне в виде «дымящихся» желеобразных комков, которые будут сохранять токсичные свойства еще столетия. Ни ловить рыбу, ни купаться, ни вообще жить на балтийском берегу станет невозможно... Наши специалисты остановили выбор на методе «капсулирования» судов прямо на дне. Такой технологией располагает сегодня только Россия. Расчеты проведены. Наши специалисты способны завершить операцию за несколько сезонов.