Недавно наткнулся в Интернете на отзывы о Тбилисском музее советской оккупации. «Слезы наворачиваются при виде изрешеченного пулями деревянного вагона, в котором расстреляли участников антисоветского восстания 1924 года. Грузины хотели наконец жить независимо, но все решили за них», - сокрушаются впечатлительные русские дети поколения «снежинок». Нет, ну я знал, что с преподаванием истории нынче швах, но не настолько же!
Что ж, давайте им расскажем, а остальным напомним, сколько раз Грузия умоляла Россию о покровительстве. Тем более что и повод есть: 240 лет назад, в августе 1783 года, был подписан Георгиевский трактат - Картли-Кахетинское царство перешло под протекторат Российской империи.
XV век
В 1492-м кахетинский царь Александр отравляет делегацию в Москву к Ивану III: нижайше просит избавить от притязаний персидского шаха. Трудно христианам в окружении мусульман.
XVI век
Османы и персы в 1555 году делят территорию Грузии между собой. После этого слезные просьбы правителей Кахетии будут получать Иван Грозный, который отправит на Кавказ стрельцов с передовым для того времени оружием, и Федор Иванович, пославший в Кахетию войско, деньги, а также учителей, монахов, священников и иконописцев. Русские захватят крепость Тарки, но кахетинцы и пальцем не пошевелят, чтобы помочь хотя бы снабжением. Гарнизон вынужденно отступит, всех перебьют горцы. История с Тарки повторится через восемь лет.
XVII век
В начале столетия Борису Годунову присягают цари Кахетии и Картли. Вы не поверите, но ситуация с крепостью Тарки по тому же сценарию случится в третий раз.
В течение 20 лет ведет переговоры с Михаилом Федоровичем правитель Кахетии Теймураз I: мол, спасите-помогите, возьмите к себе, только туркам и персам не говорите (те в очередной раз подмяли и опустошили почти всю территорию). За ним присягает русскому царю мегрельский князь Леван II Дадиани.
В 1648-м просит защиты у царя Алексея Михайловича имеретинский царь Александр, потерявший в междоусобных разборках Кутаиси, столицу своего княжества. То есть пытается с русской помощью заграбастать соседние территории. Во второй половине века в Москву перебираются изгнанные персами грузинские князья и беженцы. Образуется диаспора (столичные Грузинские улицы оттуда).
XVIII век
И снова Картли с Имеретией, объединившиеся против турок, бьют челом России: сил нет против этих басурман стоять, помоги, матушка Екатерина II. Той Грузия не очень интересна, есть более насущные задачи. Но горцы настаивают.
4 августа 1783 года в Георгиевской крепости подписан одноименный трактат о присоединении Грузии к России. Оговаривается: Россия гарантирует целостность Грузинского царства, помогает вернуть исконные юго-западные земли, внешняя политика отныне определяется российской стороной, но во внутреннюю она не вмешивается. Вскоре начнется строительство Военно-Грузинской дороги.
Через три года Ираклий II предаст нас, подписав сепаратный мир с Сулейман-пашой. И снова бросится в ноги Екатерине, когда в 1795-м персидский шах захватит Тифлис. Русские вновь ввяжутся за православных братьев и пойдут воевать против Персии.
Боевые действия приостановит после смерти матери Павел I. Но и он в 1800 году издаст манифест о присоединении Грузии к России. Измотанное войнами население горного царства не превышает 100 тыс. человек.
XIX век
Выгода от присоединения нищей Грузии неочевидна, а вот потери от противостояния на Кавказе прогнозируемы. Тем не менее Россия сражается против турок, Ирана, бьется с дикими кавказскими горцами. Грузия тем временем прирастает территориями - Абхазией, Сванетией, Гурией и другими, а ее население увеличивается до 1 млн человек.
- Сила обстоятельств сих, общее посему чувство ваше и глас грузинского народа преклонили Нас не оставить и не предать на жертву бедствия язык единоверный, вручивший жребий свой великодушной защите России. Возбужденная надежда ваша на сей раз обманута не будет. Не для приращения сил, ни для корысти, ни для распространения пределов и так уже обширнейшей в свете империи приемлем Мы на себя бремя управления царства Грузинского, - уточняет в очередном манифесте Александр I, который долго пытался убедить государственный совет не взваливать на себя такое бремя.
Без России никуда
70 лет пребывания Грузии в СССР называют теперь оккупацией. Бедные-несчастные грузины! Получили от Советского государства дороги, коммунальные и социальные объекты (школы, клиники, роскошные санатории), заводы и фабрики, жирные дотации из казны. Грузинский язык - единственный из национальных во всей стране имел статус государственного. Во внутренние дела центральная власть практически не вмешивалась, отсюда пошли коррупция и знаменитые грузинские воры в законе.
Что получил Союз от Грузии? Когорту большевиков - Сталина, Орджоникидзе, Берию, Енукидзе и т.д. К слову, в том самом музее оккупации, рассказывая об ужасах советского времени, фамилии этих товарищей скромно опускают.
Республика снабжала страну минеральными водами, мандаринами-апельсинами, чаем, табаком, гвоздиками, вином - огромный рынок сбыта.
Ах да, еще искусство: Габриадзе, Параджанов, Кикабидзе, Гвердцители, Данелия, Соткилава - действительно талантливые и выдающиеся. И имевшие возможность снимать кино, петь, играть за государственные деньги.
Ну освободились от «оккупации» 32 года назад, и что? Завалили мир «Боржомом» и разбогатели? Нет, по-прежнему без России никуда. Вот, к примеру, пять основных статей импорта из РФ в Грузию в 2022 году в млн долл. (в скобках указано изменение по сравнению с 2021 г.):
- Нефть и нефтепродукты 622,74 (+ 360 %)
- Природный газ 112,37 (-32 %)
- Мука пшеничная 66,76 (+478 %)
- Пшеница 61,64 (-30 %)
- Уголь 59,15 (+152 %).
Все, на чем держится слабенькая грузинская экономика, это экспорт металлов (предприятия построены в СССР) и вина (в основном в Россию, где они хоть как-то продаются на ностальгической волне). Гонят за рубеж на скорую руку восстановленные битые американские авто, перепродают чужие нефть и газ. Сейчас еще релоканты из России денег подвезли. Вот такая независимость.
Кстати
- По состоянию на 1990 год Грузинская ССР потребляла товаров и продуктов на $41,9 тыс. (на душу населения), а производила на $10 тыс. Это был самый большой разрыв между показателями среди республик. Ничего себе оккупация!
Источник фото: Валентин Алфимов/«КП»,Дина Карпицкая/«КП»