В Туле завершился XXI Международный фестиваль военного кино имени Юрия Озерова. В этому году кинофорум был посвящён 80-летию победы, одержанной в Курской битве, но только лентами о Великой Отечественной войне устроители праздника не ограничивались.
Одну из главных наград — «Золотой меч» — забрали «Лучшие в аду» Евгения Пригожина, снятые на полях СВО про ЧВК «Вагнер».
Масштабный кинопраздник собрал в Тульской области огромное количество кинематографистов и обычных зрителей. Международный фестиваль военного кино имени Юрия Озерова полностью оправдал своё название: претендовали на награды «Золотой меч» десятки работ из России, Казахстана, Сербии и Китая. Учитывая тот факт, что мероприятие в этом году посвящалось 80-летию победы в Курской битве, существенная часть представленных работ была посвящена Великой Отечественной войне. И так совпало, что гран-при фестиваля в итоге взяла лента Николая Лебедева «Нюрнберг», рассказывающая о непростом суде над нацистскими преступниками уже после того, как над Берлином взметнулось красное знамя Победы.
Хрустальный приз получили «Девять героев» Владимира Шуванникова и «Сталин – не Гитлер» Игоря Прокопенко, а также цикл фильмов в программе «Донбасс. Возращение» телеканала документального кино RTД. Первый рассказывает о подвиге советской разведгруппы при освобождении Крыма в апреле 1944 года, второй – это документальная лента от известного журналиста, посвященная тому, почему нельзя уравнивать две исторические личности, которые столкнулись во время Великой Отечественной.
Приз за цикл фильмов «Без срока давности» получили фильмы «Севастопольские трагедии» и «Крым, умытый кровью» продюсера и главного редактора онлайн-журнала «Политроссия» Руслана Осташко. В номинации «Сериал» отметили картину «Позывной «Журавли», специальным призом за фильм «Плакать нельзя» наградили продюсера Вадима Быркина. Российский союз ветеранов выделил ленту о Беслане «Золотая бронза». Специальный приз жюри достался китайской «Кровной клятве».
За новаторский подход к созданию кино наградили военную драму «Лучшие в аду», снятую по инициативе создателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Это история про то, как «музыканты» штурмуют одно задние за другим, но упорство их соперника с каждым потерянным домом только укрепляется. И всё же нет силы, способной остановить русских бойцов. В основу сценария ленты лёг боевой опыт штурмовика ЧВК «Вагнер» Алексея Нагина, который погиб при защите интересов нашей Родины незадолго до премьеры фильма. Посмертно ему было присвоено звание Герой России. Любопытно, что «Золотой меч» за новаторство «Лучшим в аду» вручали в тот же день, когда Евгений Пригожин объявил о том, что Бахмут полностью в руках россиян. Вот только таких аналогий местная пресса прослеживать не стала.
С последним фильмом ситуация сложилась наиболее странная. Актеров экшена «Лучшие в аду» Дмитрия Мурашева и Георгия Маришина, которые и принимали «Золотой меч» на сцене, туляки окружили народной любовью. С Бураном и Рангом (такие позывные носят герои фильма, которых играли два петербургских актера) местные жители фотографировались, брали у них автографы на память. Более того, некоторые туляки просили записать видеообращение к своим родным, которые сейчас участвуют в СВО, чтобы хотя бы словами поддержать героев. Звёзды «Лучших в аду» никому не отказали, настоящие профессионалы шли навстречу простым людям. А вот тульские СМИ звезд «Лучших в аду» и триумф фильма отчего-то проигнорировали. Рассказывая о призёрах кинофестиваля «Вести Тула», «Тульские известия» или «Аргументы и факты Тула» единодушно опустили в своих материалах номинацию «За новаторский подход к созданию кино». На вопиющую ситуацию обратил внимание и российский телеведущий Руслан Осташко.
— Фильм Евгения Пригожина наряду с другими картинами получил заслуженную награду за новаторство в киноиндустрии, — поделился Руслан Осташко наблюдениями в своём Телеграм-канале. — Но его не упомянули НИ В ОДНОМ профильном, да и в непрофильном мало-мальски известном СМИ. О некоторой «взаимной нелюбви» Евгения Викторовича со властными структурами можно догадываться, изучая сообщения его пресс-службы. Но фильм-то тут причем? Связаны ли критические высказывания Пригожина относительно отдельных политических деятелей, или нет — лично мне неизвестно. Я знаю лишь одно: фильм «Лучшие в аду» сделан настолько качественно, до мурашек, что его надо смотреть.
Его и смотрят. Внимательно, сопереживая героям, не по одному разу. С момента выхода у «Лучших в аду» более 100 миллионов просмотров в сети. И создатели картины уверены, что тема, поднятая на экране, должна распространяться как можно шире.
— О том, что сейчас происходит, надо рассказывать и показывать, — отметил сыгравший одну из центральных ролей в «Лучших в аду» Георгий Маришин. — К сожалению, у нас в стране многие до сих не хотят замечать происходящего. Там, на СВО, ребята гибнут, совершают героические поступки, а в стране продолжается «веселуха», якобы все хорошо. Есть, конечно, люди, которые помогают ребятам, в том числе возят им гуманитарную помощь. Работают заводы. Но, к сожалению, очень-очень много людей до сих пор не поняли, для чего нужна СВО. Я хотел сказать, что мы обязательно победим, победа неизбежна.
Учитывая реакцию прессы, эти слова полностью оправданы.