А ведь их предупреждали! Еще 20 лет назад, на IV съезде Торгово-промышленной палаты России в 2002 году Владимир ПУТИН предостерегал: выведенные из страны капиталы – деньги на ветер.
- Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их разблокировать! – доходчиво объяснил российский Президент. Но бизнесмены считали, что как-нибудь обойдется. Ведь в сказочной «загранице» - торжество права и неприкосновенность частной собственности. Ну как, убедились в порядочности западных партнеров?
Ведь были уже звоночки все эти годы. Звонки. Набат. Восемь лет назад ЕС ввел санкции против Аркадия Ротенберга, и сразу же были арестованы его виллы, отель, квартира в Италии, а также две кипрские компании – имущество на 30 млн евро. И никакие «справедливые» тамошние суды не помогли отстоять «неприкосновенность» частной собственности.
Швейцарский арт-дилер Ив Бувье нагрел Дмитрия Рыболовлева на $1 млрд, значительно завысив стоимость 38 произведений искусства, купленных бывшем владельцем «Уралкалия» в течение десяти лет. Но стоило обиженному коллекционеру подать в суд, его же и обвинили в скрытом влиянии на процесс, задержали, а на вилле в Монако провели обыски.
Банки «нейтральной» Швейцарии блокировали счета Виктора Вексельберга (в общей сложности на $1 млрд). В Ницце арестовывали Сулеймана Керимова. В США замораживали рабочие активы и особняки Олега Дерипаски. У Романа Абрамовича так хотели отжать «Челси», что перестали его пускать в Великобританию.
Думаете, это кого-то научило? Не-а! Уж так хотелось нашим миллиардерам верить: дескать, «цивилизованный Запад» - идеальное место, где можно строить виллы и шато, яхтами меряться, живопись коллекционировать, виноградники разводить, футбольные клубы покупать. Ну что теперь скажете?
Бегущие по волнам
31 марта жители Владивостока наблюдали, как в порту швартуется 142-метровая яхта Nord. В портовом городе люди видали всякое, но эта роскошная посудина с двумя вертолетными площадками на борту и 20 каютами впечатлила даже их.
- Минтай ловить пришли, - веселились зеваки.
- А экскурсии будут? – подхватывали другие, фотографируя судно, занимающее десятую строчку в рейтинге самых крупных яхт в мире.
Но кому-то было не до смеха. Ещё в начале марта в Италии была арестована яхта Алексея Мордашова Lady M ($70 млн). Владелец «Северстали» бросился спасать оставшуюся и велел перегонять Nord… нет, не в Россию, а к Сейшельским островам. В Индийском океане в марте вообще наблюдался наплыв шикарных судов, принадлежащих бизнесменам из России, наперегонки шедшим к портам Мальдив и Сейшел. Олигархи наивно полагали, что если у островных государств нет договора об экстрадиции с США, то можно не переживать. Похоже, их, как бы это помягче… обманули. Иначе не пришлось бы гнать Nord из теплого Индийского в бодрящий Тихий океан.
Теперь суперяхта, судя по данным ресурса Marine Traffic, следящим за передвижением судов, находится где-то в районе Кейптауна. До этого несколько дней стояла в порту Гонконга. Куда дальше? Может, и впрямь лучше было бы за минтаем выйти? И людям польза, и дельцу прибыль.
К слову, именно «лодки» олигархов первыми попали под санкции:
- В Пальма-де-Майорке арестовали яхту Tango Виктора Вексельберга ($120 млн), а заодно и его самолет Airbus A319 ($90 млн).
- В Триесте сотрудники финансовой гвардии Италии побывали на самой большой в мире парусной яхте «А» ($568 млн). Доигрался размерами владелец угольно-энергетической компании СУЭК Андрей Мельниченко, ржавеет теперь его крутая яхта без хозяина.
- В Италии же застряла яхта Lena ($50 млн), хозяин – Геннадий Тимченко.
- В Гибралтаре задержана скромная 72-метровая яхта Axioma владельца Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского ($69 млн).
- В начале мая американцы дотянулись до стоявшей возле Фиджи яхты Amadea ($325 млн), принадлежащей, как они считали, Сулейману Керимову. Власти маленького и вроде бы независимого государства отчего-то не особо сопротивлялись приказам из-за океана арестовать судно.
- Совладелец ЗАО «Нортгаз» Фархад Ахмедов отправил свою яхту Luna ($436 млн), когда-то купленную у Абрамовича, на плановый ремонт в Гамбург. Прямо на верфи ее и задержали.
- А на голландской верфи Feadship внимательно изучают заложенную еще два года назад и теперь почти готовую яхту «Катюша». Подозревают, что она принадлежит Владимиру Потанину – но это пока не точно, поэтому «лодка» не арестована. Впрочем, это наверняка лишь вопрос времени.
Остров невезения
Кем, интересно, представляли себя российские олигархи, скупавшие недвижимость на Сардинии, – римскими патрициями, любившими отдыхать на этом прекрасном острове в Тирренском море, или приближенными принца Ага-Хана IV, открывшего в середине ХХ века Сардинию для самых сильных и богатых мира сего. Ведь за последние 10 – 15 лет на острове образовался целый «колхоз миллиардеров». Впрочем, теперь их, всем колхозом и «раскулачили».
- Вряд ли Олег Дерипаска когда-нибудь еще попадет на свою виллу «Валькирия» с особняком площадью 2 тыс. кв. м. Почувствовать себя французским аристократом или голливудской знаменитостью тоже не сможет: вилла Heracles в Сен-Тропе с гостевым домом, спа-центром, бассейном нынче в руках властей региона Французские Альпы.
- В начале марта была арестована вилла Алишера Усманова Sa Piantesa ($17 млн), в которой за несколько месяцев до того был затеян ремонт. Все, теперь ни ремонта, ни поместья, да еще и бронированный «майбах» за 600 тыс. евро отняли. Кстати, в Европе есть такая штука: если в ваш дом самовольно заселились какие-то люди и прожили там определенное время, очень сложно потом наглецов выселить. Контролировать свои поместья и платить охране олигархи больше не могут. Вот сюрприз-то может получиться! И не только на Сардинии. Под арестом также два старинных английских особняка Усманова общей стоимостью более $100 млн.
- В том же месяце заморозили виллу на Сардинии за 4 млн евро, принадлежавшую Петру Авену.
- 11 зданий на острове (куда столько-то!) принадлежали совладельцу компании «Акрон», производящей удобрения, Вячеславу Кантору. Они тоже под арестом.
- Совладелец «Уралкалия» Дмитрий Мазепин лишился комплекса жилой недвижимости на сардинском курорте Портиско ($105 млн).
- Стоило ли вкладываться в возведение старинной русской часовни на территории поместья «Альтаир» на мысе Антиб ($80 млн), чтобы играть свадьбу там, если в России тысячи красивейших церквей? Теперь об отпуске во Франции Андрей Мельниченко будет вспоминать только по семейным фотографиям, «Альтаир» арестован.
Я – не я, и вилла не моя!
Некоторые бизнесмены считали себя хитрее других и переоформили дорогие заграничные игрушки на родственников. И что? Скажем, Алишер Усманов переписал яхту Dilbar ($594 млн) на сестру Гульбахор Исмаилову. Ничего, немецким властям это ничуть не помешало арестовать лодку. А французы спокойно прикрыли принадлежащие жене Геннадия Тимченко – Елене четырехзвездочный отель на фешенебельном горнолыжном курорте Мерибель и пятизвездочную гостиницу на Лазурном берегу, а также два дома на Французской Ривьере плюс еще два особняка, записанные на дочь миллиардера Ксению Тимченко.
Под «раздачу» попали даже зарубежные особняки известных журналистов – в том числе и записанные на их родителей. Следующая увлекательная серия – поиск зарубежных офшоров, принадлежащих русским миллионерам. Здесь счет может пойти уже на миллиарды долларов. Правда, здесь искать хозяев западным партнерам будет сложнее – уж больно сложно устроено их же собственное англосаксонское право. Например, перед Романом Абрамовичем англичанам даже пришлось извиниться за обыски в офисах якобы его компаний на Британских Виргинских островах. Некоторые наши бизнесмены, например Олег Дерипаска и Владимир Потанин, еще давно благоразумно перевели свои зарубежные компании в Россию. Остальным же, кто так и не внял последним китайским предупреждениям, возможно, придется поневоле расстаться со своими офшорными «копилками». Домой, ребята, домой!
Источник фото: Legion-media,Вадим Попов/"КП",Сергей Фадеичев/ТАСС,Денис Гришкин/ТАСС/Ведомости