У клана Ельцина был свой секретный криминальный бюджет

Считает известный экономист Лариса Пияшева

ЛАРИСА ПИЯШЕВА: с властью не дружит

- Лариса Ивановна, Кассандра из вас не получилась. Кризиса нет. И народ живет классно! - На Рублевском шоссе проживает особый люд - богатый. И ему действительно живется классно. Кризиса большого хозяйственного не было? И слава богу! Очень подфартило! - Кому? - Всем. Стране. Год назад подскочили цены на нефть. Это дало, как говорит правительство, порядка 60 миллиардов долларов незапланированного подарка. К тому же был очень хороший урожай, взбодривший хозяйственников. Возникла ситуация "относительной экономической стабильности". Появилась надежда, что рано или поздно люди получат возможность не выживать, а жить нормально!

Эпоха финансовых авантюр

- И впрямь, режим Путина мне кажется более нормальным, чем режим Ельцина. Гораздо меньше демагогии. - Что уж и говорить! Но при Ельцине был не "режим", а скорее эпоха финансовых авантюр. С 95-го по 98-й год в стране велась вселенского масштаба финансовая авантюра под названием ГКО. Как пылесосом, высасывали из страны все. И тратили на коттеджи на Рублевке, на заграничную недвижимость, на Чечню, на банкеты - на что угодно, но не на развитие хозяйства. В народной памяти это будет Ельцину долго аукаться. А прежде была авантюра экономическая, связанная с ваучерами. Страну и весь народ лишили права на собственность. То, что сотворило правительство Гайдара, несоизмеримо, с моей точки зрения, ни с чем. У людей забрали все: у предприятий - оборотные фонды, у населения - и "гробовые", и "северные". Все! С позиции чисто экономической логики я всегда знала: гайдаровско-чубайсовская "прихватизация" - только передача собственности в другие руки, а никакая не реформа. И хваленая "либерализация цен" - не более чем просто их поднятие. Такой строй можно называть номенклатурным капитализмом, а точнее - феодализмом. Мы фактически остались на том же берегу, где и были. Сменилась лишь номенклатура. Она стала более молодая, грамотная. - Да, в грамотности, особенно когда дело касается личных интересов, ей не откажешь. Вы же сами видите, что происходит вокруг… - Когда реформы лишь начинались, была надежда, что родится нормальная рыночная экономика. Не получилось! И не могло получиться из-за тех "преобразований", которые провели Гайдар с Чубайсом. Спасибо! Теперь из-за этого у нас нет частной собственности, нет свободного рынка, свободных цен, нет свободной конкуренции. Зато есть мародерская налоговая система, которая выжимает последнее. Плюс, хотя, скорее это "минус", - фантастический административный хаос, когда бюджетные деньги распределяются за взятки и чиновники за малейшее движение требуют мзду.

Путин пришел навсегда

- Почему же тогда эти люди, ну например Чубайс, сегодня у руля экономики? Если они не убраны, то вполне возможно возвращение в 91-й год. - То, что они у власти, - стопроцентно понятно. Собственность они передавали новой номенклатуре, по их словам, - "эффективным собственникам". То есть самим себе. А взяв собственность, они взяли власть. Они и находятся у руля. Не только Чубайс. - Путин и Чубайс - одна команда? - Практически да... - Тогда я плохо понимаю, как же они уживаются. Условно говоря - Илларионов и Чубайс. У штурвала - люди, готовые крутить его только в разные стороны. Неминуем конфликт. Ведь не может быть на мостике двух капитанов! - Да, конфликт неизбежен. Но, кто и когда придет к власти и куда качнется маятник, не могу сказать. Я, действительно, не Кассандра. Андрей Илларионов играет роль идеолога. Чисто западный вариант. Рекламный. Он нужен Путину для сохранения либерального реноме. А что касается Чубайса... РАО ЕЭС - треть всей экономики страны! Это - все цены в России. От его тарифов зависит все! Его владельцы в своих руках всю страну через энергетический комплекс держат. Управляют, контролируют, регулируют…

- Президент Путин, с одной стороны, продолжает линию прежнего правительства и прежней власти - умеренно и осторожно. А с другой - под гимн Советского Союза потихонечку пытается стабилизировать ситуацию. Но при этом явно заметен крен в сторону "козырных карт" социалистической эпохи - военной экономики, торговли оружием. Это хорошо или плохо? - Страна и президент перед выбором: куда идти дальше? На словах - к демократии, к свободе, к рынку. Но реального движения к рынку нет. Потому что у экономической власти находятся люди, которые специально создавали эту систему. Ее основа - не частные корпорации, которые могут разориться, и не государственные, которые работают и дают деньги в бюджет, а смешанные корпоративные образования. Они на 60 процентов живут для себя, а на 40 выступают как хозяйственные единицы. Я могу ошибаться в процентах, но суть от этого не меняется. Именно они порождают общую экономическую неэффективность. Такая коммерциализированная собственность не может существовать бесконечно. Она должна либо вернуться к государственной, казенной, либо стать по-настоящему частной. Либо есть конкуренция, либо ее нет. Либо есть свободные цены, либо их нет. Третьего не дано! - Но живем-то мы именно при третьем варианте, когда монета стоит на ребре! Прямо-таки какое-то "смутное время". Что же надо делать? - Состояние неустойчивого равновесия может продолжаться долго, если не предпринимать решительных действий. Но для этого должно быть гораздо больше свободы. Необходима новая либеральная революция. Надо довести вопрос с собственностью до ума, чтобы она переходила из одних рук в другие, чему сейчас упорно препятствуют чиновники. Должен быть рынок недвижимости. А пока этого не будет, у нас не будет и настоящих выборов. Для меня это очевидно. На них всегда будет побеждать Путин. По той же схеме, как в Москве - Лужков: люди просто не явились на выборы, а объявили, что они состоялись. Путина как бы утвердили навсегда. Его могут убрать, только если номенклатура решит, что он не то делает. С выборами фактически покончено. Эта сторона демократии - кончилась.

Ворюга лучше кровопийцы

- Тогда вы должны идти на баррикады, как в 90-м году. А вы работаете на власть. Значит, вы не против нее? - Я далека от власти. У меня минимальная должность, даже не советника, а лишь консультанта в Комитете по бюджету Совета Федерации, которая дает мне возможность питаться так, как питается средний россиянин. И все. Да и места для баррикад сейчас в стране нет: "Демократическую Россию" ликвидировали, настоящей многопартийной системы более нет… - А можно ожидать от Путина тех решительных действий, о которых вы говорили? - Не знаю, кто или что удерживает его от таких преобразований. И насколько он сам понимает, что нужно делать, чтобы страна развивалась. Если не будет мародерства, налоги и таможенные пошлины будут сокращаться, а малый бизнес не уничтожат окончательно, то экономический крах нам не грозит. Выживем. Путин не готовил себя к карьере президента и тем более великого реформатора. Думаю, его возвели во власть с определенными условиями - сохранить людей и статус кво, выгодный для хозяев страны, которые его на это место и посадили. Поэтому на конкретный вопрос: "Мог ли он сделать в прошлом году экономическую революцию?" - объективно отвечаю: "Нет". Он даже людей, на которых заведены уголовные дела, о которых известно, что они крупномасштабные воры, не смог убрать со своих кресел, несмотря на мощь и силу людей в погонах, которые за ним стоят. - Я удивлен, Лариса Ивановна. Выходит, вы сразу и за демократию, и за сильную власть. Разве это совместимо? - В известной степени да. Я уверена: люди в погонах более патриотичны, хотя бы в силу своего воспитания и положения. И больше заинтересованы в том, чтобы бюджет был государственным, чтобы расходовать его, как это было при социализме, на государственные нужды. При Ельцине у нас было два бюджета: один маленький для всей страны, второй - теневой, "президентский", криминальный. Для клана, который его обслуживал. Существование двух бюджетов люди в погонах, думаю, попытаются ликвидировать и легализовать. - Только что вы исполнили гимн людям в погонах. Неужели они все патриоты, радеющие за народ и Россию больше, чем за собственный карман? Да ведь именно люди в погонах строили ГУЛАГ - вот место для Ларисы Ивановны Пияшевой. - Я из военной семьи - у меня папа был военный - и отношусь к ним не как к тем, кто строил ГУЛАГ. Многие из них мне очень симпатичны. Бродский как-то сказал: "Ворюга мне милее кровопийцы"... Мне тоже. В наших военных, что сейчас оказались у власти, я кровопийства не вижу. - Ну а что-нибудь хорошее нас ожидает впереди? - Единственное, чем могу порадовать, - Президент и правительство пока не совершают тех головокружительных финансовых авантюр, которые осуществлялись в ельцинский период. И это уже хорошо.