Россияне уже привыкли, что подорожание неизменно связано со стоимостью доллара. Однако в свете недавних событий курсы иностранных валют теряют свое значение, если речь заходит о ценообразовании.
Начало спецоперации по освобождению Донбасса Запад воспринял как прямое оскорбление. Привыкшие вести себя по-хозяйски США, Великобритания, а также ряд других недружественных нам стран решили задушить Россию беспрецедентными санкциями, которые теперь часто называют «адскими».
Однако надежды американских и европейских политиков на крушение экономики не оправдались. Благодаря грамотным действиям Центрального Банка, повысившего ключевую ставку до 20% и установившего контроль за движением капитала, курсы доллара и евро стали снижаться.
Однако, к недоумению простых россиян, стремительный штопор иностранной валюты не привел к ощутимому снижению цен в магазинах. А ведь если вспомнить экономический кризис 1998 года, взлетевший тогда доллара тогда привел к резкому подорожанию практически всех групп товаров. Но сейчас, уверяет профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов, Россия находится в совершенно другой ситуации. Все дело в ослаблении взаимосвязи между динамикой потребительских цен и изменением курса доллара, с недавних пор подверженному жесткому контролю.
«В отношении потребительских цен такого регулирования нет, и их динамика теоретически может быть агрессивнее изменений на валютном рынке. Однако первоначальный шок кризиса пройден, и в краткосрочной перспективе инфляция будет невысокой», — отмечает экономист.
Смирнов напомнил об уровне инфляции, которая в годовом исчислении стала рекордной за последние двадцать лет. При этом покупатели могут наблюдать, как рост цен в магазинах, наоборот, медленно, но верно снижается. Таким образом, эксперт предположил, что годовой уровень инфляции будет менее 20%.
«По мере уменьшения роли доллара в экономике, его влияние на внутренние цены еще больше снизится», — прогнозирует Евгений Смирнов.