Администрация Александра Беглова не стала сразу реформировать систему уборки снега после негативного опыта трехлетней давности. Потому сегодня виден кризис – отсутствие конкуренции и слабый регламент приводит к снижению качества и эффективности. Зато при Смольном сохранился «госкартель», который ежегодно выкачивает деньги из бюджета. Существующие схемы помогают обогащаться власть имущим за счет травм и страданий петербуржцев.
«Стихийное бедствие» трехлетней давности
Зима 2018-2019 года в Петербурге в свое время была признана самой проблемной и сложной за предыдущие восемь лет. Город столкнулся с многократными обильными снегопадами и гололедом. Коммунальщики Смольного не справились с уборкой дорог и крыш из-за дефицита техники, водителей и дворников. Зиму тех лет именовали «стихийным бедствием», тогда несколько человек погибли от сосулек, более 385 граждан пострадали от гололеда.
По итогу было сделано два вывода. Первый – существующая модель уборки города неэффективна. Второй – необходима реорганизация и контроль работы основных участников модели, то есть дорожных подрядчиков Смольного. В предыдущие годы они получали деньги из бюджета, но к зимам не готовились и автопарк не обновляли. Речь идет о предприятиях СПб ГУДП «Центр», ОАО «Коломяжское», СПб ГУДП «Путь», ОАО «Автодор СПб», ГУДСП «Курортное» и других.
После многочисленных жалоб на уборку снега контролирующие органы проводили проверку подрядчиков на предмет соответствия качества работ расходу бюджетных денег. После контрольных мероприятий Управление ФАС по Петербургу в 2019 году установило, что перечисленные выше компании входили в состав «снежного картеля», а по сути в «госкартель» Смольного. На протяжении нескольких лет одни и те же компании участвовали в аукционах на обслуживание города. И выигрывали их при имитации конкуренции, распределяя между собой районы Петербурга. Снижение НМЦК на тендерах не превышало 1%. То есть компании по максимуму забирали деньги из бюджета города. Также было установлено, что Комблаг включал в аукционы дополнительные и технически несвязанные друг с другом работы, укрупняя лоты и создавая условия для снижения конкуренции. Комитет же координировал предприятия и нередко направлял их на работу в районы, непредусмотренные госконтрактами. К слову, в те годы Комблаг курировал Николай Бондаренко – бывший вице-губернатор по ЖКХ, а ныне депутат ЗакСа. Его называют лицом, приближенным к губернатору Александру Беглову.
Оба этих вывода приводили к одному единственному решению – необходимости реформировать ЖКХ и систему уборки улиц, усилению контроля над подрядчиками.
Смольный не сделал выводов
Спустя три года можно констатировать, что администрация Александра Беглова никаких выводов не сделала или не захотела их делать. Поэтому в Петербурге сохранилась проблема с уборкой снега. По мнению вице-губернатора Анатолия Повелия, в этом виноватые некие «компании-монстры», которые цинично не выполняют свои обязанности. Но на деле все проще – «монстры» эти вполне конкретные и связаны с администрацией города.
«Снежный госкартель» по сути никуда не исчез, ситуация на рынке благоустройства не изменилась. После оспаривания в суде решения ФАС рядом подрядчиков и исполнения распоряжения «антимонопольщиков» о дроблении лотов на аукционах (вместо крупных по 4-5 районов в одном теперь – малые на один с разграничением работ), все те же компании забрали контракты на уборку города. При этом, как отмечали СМИ, конкурентной борьбы между ними замечено не было.
Контракты на уборку дорог в 2022 году были распределены фактически между теми же самыми подрядчиками, что и в зимний период 2018-2019 годов. Петербург сегодня все так же убирают ГУДП «Центр», ОАО «Коломяжское», СПб ГУДП «Путь», ОАО «Автодор СПб», ГУДСП «Курортное», ГУДСП «Петродворцовое». А среди частных компаний из «старичков» присутствует АО «Автопарк № 7 Спецтранс.
Стоит ли удивляться в таком случае, что в эту зиму жители Петербурга столкнулись с теми же проблемами, что и три года назад? Несмотря на распределение подрядчиками 6,9 млрд рублей, городские улицы завалены снегом, дороги не очищены от наледи. У компаний по-прежнему не хватает техники для уборки и вывоза снега.
Сегодня представителей «снежного картеля» больше интересует не качественная уборка города, а перекачка денег из бюджета. В пример можно привести ОАО «Коломяжское», которое обслуживает Выборгский и Приморский районы. Подрядчик уже получил 1 млрд рублей от города, но эффективный сбор и вывоз снега не организовал. На это указывают как бесконечные жалобы жителей в соцсетях, в том числе на страницах госведомств, так и материалы СМИ, где указывается на регулярное отсутствие достаточного количества техники в районах.
При этом в декабре прошлого года компания проводила закупку на вывоз снега объемом 100 тыс. кубометров субподрядчиком. В январе 2022-го за вывоз 250 тыс. «кубов» снега из двух районов компания готова заплатить еще 53 млн. И впереди еще февраль. Не исключено, что в будущем понесенные расходы компания компенсирует через допсоглашения с их включением в контракты на уборку районов с повышением стоимости еще миллионов на 100, которые снова будут выплачены из бюджета. Хорошая схема, особенно когда со снегом позже поможет справиться потепление.
Существующая система уборки снега в Петербурге ориентирована на заработок денег «госкартелем» Смольного. За три последних года при действующей модели обслуживания города, основанной на распределении районов между подрядчиками, было истрачено 30 млрд бюджетных рублей. Несмотря на огромные суммы, ситуация с каждым годом становится все хуже. Администрация города только поддерживает условия по перекачке средств. Петербуржцы же вынуждены жить в некомфортном городе и ходить по улицам с постоянным риском получить травму после падения на льду.
Сегодня в Смольном заявляют о реформе и планируют перевести уборку под полный контроль администрации, создав соответствующие госведомства. Но очередная инициатива рискует провалиться или превратиться в очередной источник заработка денег. Ранее депутат ЗакСа Борис Вишневский критиковал подход Смольного к решению проблемы, заявляя, что создание на базе существующих дорожных ГУДП государственных бюджетных учреждений – сомнительная идея. Структуры так и останутся государственными, также не ясно, как собираются решать проблему дефицита финансирования для закупки техники и найма работников. Вишневский также отмечал, что будет странным, если деньги внезапно найдутся, так как в таком случае актуально будет спросить с властей, почему их не выделяли ранее.