Сколько «смольнинские решалы» заработают на вывозе мусора в 2022 году

Вывоз-мусора
Петр Ковалев/ТАСС
Для петербуржцев мусорная реформа стала настоящим бедствием. Из-за сбоя системы вывоза ТКО в каждом дворе образовались свалки, по которым уже бегают крысы. В свою очередь для окружения губернатора Александра Беглова, в частности его неофициальных помощников братьев Захватовых, реформа стала источником заработка. Только в этом году удастся распределить около 1,1 млрд рублей за счет повышения тарифов и уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора.

Констатация провала реформы

«Российский экологический оператор» (РЭО) получил рекордное количество жалоб от петербуржцев, которые жаловались на мусорный коллапс и антисанитарию, спровоцированные сбоем вывоза отходов. Только за первую неделю новогодних праздников их число превысило 1460. Ситуация с мусором была затронута в песне Сергея Шнурова «Пока так», что привлекло еще большее внимание к Петербургу. РЭО отреагировал на обращения, проведя выездные проверки и осмотрев контейнерные площадки. Специалисты ведомства признали, что в городе действительно остро стоит проблема с невывозом мусора. К моменту осмотра многие площадки, по указанным в жалобах адресам, так и не были вычищены. По 233 обращениям уже есть готовые решения.

По итогам проверок в РЭО констатировали, что коллапс вызван низкой подготовкой Смольным города к мусорной реформе, на которую Петербург перешел с 1 января 2022 года. АО «Невский экологический оператора» (НЭО, регоператор), ответственный за организацию вывоза отходов, не справляется с задачами. Было выявлено, что для обслуживания города не хватает спецтехники и контейнеров.

На деле проблема с провалом мусорной реформы намного шире, чем просто недостаток техники и оборудования. Сказался системный кризис организации перевода города на новую систему обращения с ТКО. А также коррупция – в окружении губернатора Александра Беглова нашлись люди, которым больше был интересен заработок и передел мусорного рынка, а не создание комфортных условий жителям и улучшение экологии в городе.

Системный сбой

Реформа предполагала комплексный подход к изменению работы отрасли обращения с ТКО. Для этого Смольный должен был разработать основную нормативную базу – утвердить регпрограмму, территориальную схему, создать условия для строительства перерабатывающих заводов, утвердить поэтапный план реализации реформы в виде отдельного документа. Для этого у Петербурга было минимум три года, обусловленные предоставленной отсрочкой как городу федерального значения.

Однако документационной базы Смольный к нужному сроку не создал. У Петербурга нет ни регпрограммы, ни поэтапного плана. А существующая территориальная схема обращения с ТКО, внедренная в работу, неисполнима для регоператора. Участники рынка и эксперты неоднократно отмечали, что в ней многие расчетные показатели базируются на данных 2016-2017 года, в схеме не обозначены все образователи отходов, нет точной информации о расположении контейнерных площадок и в целом много некорректных данных. Потому еще до запуска прогнозировалось, что с вывозом отходов будут проблемы, равно как и с построением экономико-логистических цепочек, нужных для организации транспортирования и переработки мусора. Все потому, что город просто не знает, сколько у него ТКО образуется и где он скапливается. Причем на эти проблемы Смольному указывали эксперты в прошлые два года пока терсхема разрабатывалась в Комблаге. Администрация города неактуальность и неисполнимость территориальной схемы стала признавать только сейчас, когда реформу запустили, случился коллапс», а в помойках стали обживаться крысы.

Мусорная реформа постепенно проходит во всех субъектах России с 2017 года, и ряд регионов ее уже удачно реализовал. Их опыт показал, что внедрять новую систему ТКО лучше поэтапно, с утверждением переходного периода и вне крупных праздников. Например, таким образом поступила Ленобласть. Перевод на новые правила обращения с отходами был назначен на осень 2019 года и плавно проходил около двух лет. Областные населенные пункты подключались к обновленной системе вывоза отходов постепенно. Это не избавило от проблем, но позволило избежать коллапса.

В Петербурге поступили диаметрально противоположно. Запуск реформы был проведен одномоментно во всем городе прямо в новогодние праздники – в пик нагрузки на контейнерные площадки и систему вывоза ТКО. Прогнозируемого это спровоцировало мусорный коллапс. Хотя до Нового года в Петербурге администрацию Александра Беглова предупреждали о таком исходе и просили отложить запуск реформы до весны. Соответствующее письмо в Смольный отправляли депутаты фракции «Справедливая Россия». Ситуацию усугубило и то, что регоператор не стал продлевать работу перевозчиков, обслуживающих ранее город, по рекомендациям Комитета по природопользованию. В рамках проведенных ранее аукционов, НЭО выбрал новых перевозчиков, попутно перетасовав лоты так, что новым операторам пришлось поменяться территориями. Это создало дополнительные сложности.

Коррупционная составляющая мусорной реформы

Между тем, политическая конъюнктура указывает больше на то, что у властей города и НЭО не было интереса в сохранении к запуску реформы работоспособной системы вывоза отходов. Интерес был в использовании реформы для передела «мусорного рынка» под свои интересы.

Издание «Правда.ру» ранее в своем расследовании обращало внимание на сомнительную деятельность регоператора Петербурга. В частности, отмечалась непрозрачность ноябрьских аукционов по выбору новых перевозчиков для обслуживания города в рамках мусорной реформы. К ним по надуманному основанию не была допущена старейшая компания по вывозу мусора в городе – АО «Автопарк № 6». По итогу тендеров территории АО (обслуживало ранее северные районы Петербурга) передали «Эко-Лэнду» - компании, обладающей почти вдвое меньшими техническими мощностями по сравнению «Автопарком № 6» и не имеющей опыта в сфере транспортирования мусора. «Эко Лэнд» получил  лицензию на вывоз отходов только 16 ноября 2021 года — спустя три недели после объявления тендера. Несмотря на очевидный фарс, «Автопарк № 6» не смог оспорить результаты госзакупок. Наряду с «Эко Лэндом» победителями в конкурсах также стали компании «Эко Васт», «Ресурс АТЭ» и «Автопарк № 1 «Спецтранс».

Журналисты обратили внимание, что «Автопарк № 1» (основные владельцы семья Язевых – отец Константин и сын Анатолий) обладает разветвленной сетью дочерних компаний, которые также принимали участие в тендерах НЭО. «Правда.ру» заподозрило присутствие картеля, который мог повлиять на результаты тендера и победу «Автопарка № 1». Также сомнительным сочли результаты аукционов «Ресурс АТЭ». Владельцы компании – семья Закурдаевых – тесно связаны с семейством Язевых. Было не исключено, что дружественные отношения позволили второй компании забрать на обслуживание территории города. Издание писало в расследовании, что проигнорировать присутствие предполагаемых картеля и сговора регоператор мог сознательно.

Как писала «Правда.ру» гендиректор НЭО Екатерина Горшкова – ставленница братьев Игоря и Андрея Захватовых, являющихся неофициальными помощниками губернатора Александра Беглова. В СМИ их давно именуют «кошельками Беглова» и «смольнинскими решалами». По слухам, Константин Язев, имеющий тесные отношения с Захватовыми, познакомил с братьями Горшкову, которую еще в 2019 году планировали назначить ответственной в Петербурге за полигоны ТБО. «Помощникам» Беглова знакомство было выгодно из-за наличия интересов в «мусорном секторе», где им нужен был свой человек. Однако с регулированием работы полигонов не вышло. После скандала с МПБО-2 в Янино и обнаружением в руководстве предприятия родственника заместителя полпреда по СЗФО Вадима Потомского, было принято решение отдать Горшковой другое направление – вывоз отходов. В итоге Захватовы взяли продвижение мусорной реформы под свой контроль. Таким образом аукционы проводились в условиях передела рынка и создании «прокладки» выкачки денег.

«Машина попила» уже запущена

Появление в субъекте регоператора – это всегда централизация рынка и монополия. При «здоровой атмосфере» все участники рынка на равных правах могут получить доступ к обслуживанию региона и заработку. Но в случае с запуском в работу в Петербурге НЭО, подконтрольного «смольнинским решалам», речь идет уже о полном уничтожении конкуренции на рынке обращения с ТКО. В сложившихся обстоятельствах бизнес-интересанты просто эксплуатируют систему для получения доходов – потенциальную «прибыль» уже сейчас можно оценить в 1 млрд рублей.

Так, до запуска мусорной реформы процесс вывоза и размещения ТКО регулировался рыночными отношениями. Заказчик услуги (УК, ТСЖ, ЖСК) по своим критериям мог подыскать перевозчика и заключить договор на обслуживание. Не последнюю роль играла цена. Стоимость вывоза ТКО горожанам обходилась дешевле. Владелец средней по площади квартиры в 40 квадратов платил около 220 рублей, так как перевозчики устанавливали цены на 50-100 рублей за куб ниже значений, рассчитанных Комитетом по тарифам Петербурга (до 2022 года тариф был 5,58 руб\кв.м). Это было следствием конкуренции на рынке: город обслуживало не менее пяти крупных компаний («Автопарк № 6», «Петро-Васт» и другие), а также с десяток маленьких предприятий («Мехуборка», «Стакс-Вектор», «Экотранс» и т.д.). Конкуренция понижала стоимость услуг на 5-15%. По данным ранее действующей терсхемы, стоимость вывоза всех ТКО (расчетный максимальный объем рынка) образованных в городе в 7,1 млн м3 составлял всего 5,8 млрд рублей в год.

После запуска мусорной реформы и появления подконтрольного бизнесу регоператора ситуация кардинально поменялась. Тариф за вывоз отходов был поднят с 5,58 руб. до 6,40 руб., и он стал обязательным для всех, а не только для нанимателей. К тому же УК и ТСЖ утратили возможность выбирать подрядчиков, так как координация вывоза отходов перешла к НЭО и выбранным им перевозчикам. В изменившихся обстоятельствах и при отсутствующей конкуренции владелец средней квартиры в 40 квадратов сегодня уже вынужден платить за вывоз ТКО свыше 250 рублей. К тому же вырос и максимальный расчетный объем рынка транспортировки ТКО в городе с 5,8 млрд в 2021 году до 6,9 млрд в 2022-м.

На 1,1 млрд выросла стоимость вывоза, только нюанс в том, что объем образовавшегося мусора не увеличился. Согласно действующей терсхеме он остался таким же как и был – 7,1 млн м3.

Таким образом, структуры из окружения Беглова получили возможность «освоить» около миллиарда на вывозе отходов только в 2022 году. Если подход к реализации реформы в городе не изменится и на рынке останутся все те же «действующие лица», то в следующие годы прибыль интересантов может только увеличится. Например, за счет пересмотра платы на вывоз ТКО. Рвение повысить стоимость услуг НЭО уже показывал, когда согласовывал тариф по вывозу отходов на текущий год. Или в рамках махинаций при разработке инвестпрограммы для строительства МПЗ.