За задержанием и увольнением бывшего главы Управления социального питания Алексея Барабанщикова может стоять один из крупнейших частных комбинатов школьного питания Петербурга. Ранее в сфере соцпита работала жена Игоря Захватова, одного из так называемых «спецпредставителей» губернатора Александра Беглова.
Задержание экс-главы Управления социального питания Алексея Барабанщикова вызвало большой резонанс в Петербурге. Журналисты, общественные деятели и простые горожане уверены в политизированности дела против бывшего чиновника. С его приходом в УСП в феврале 2020 года в Северной столице впервые заговорили о проблемах социального питания, а главное о беспрецедентной коррумпированности этой сферы. Барабанщиков был задержан вскоре после того, как дал откровенное интервью о роли высокопоставленных городских чиновников в незаконных схемах обогащения и о причинах провала реформы школьного питания.
На место главы Управления социального питания Алексей Барабанщиков пришел по личному приглашению губернатора Александра Беглова. Его предшественница Наталия Петрова, возглавлявшая УСП почти 20 лет, незадолго до этого уволилась, якобы по собственному желанию. Однако истинные причины ухода могли быть несколько иными.
Для рынка школьного питания 2019 год ознаменовался серией дел о картельных сговорах крупнейших частных комбинатов, в том числе с участием чиновников районных администраций. В трех делах фигурировал комбинат «Фирма Флоридан», специализирующийся на поставках в школы Приморского и Василеостровского районов. Как минимум до осени 2019 года владелицей предприятия числилась Екатерина Чернышова. Городские журналисты и политики неоднократно указывали на вероятные близкие родственные связи Чернышовой и Петровой. В частности, об этом говорила экс-депутат ЗакСа Нэлли Вавилина, называя Чернышову вероятной дочерью Петровой. Не исключено, что Петрова ушла с поста УСП, опасаясь раскрытия этой связи.
С увольнением Петровой и назначением Барабанщикова позиции «Фирмы Флоридан» существенно пошатнулись. Руководство комбината винило в проблемах нового руководителя УСП и начавшуюся реформу. Например, был подвергнут жесткой критике разработанный управлением Единый стандарт качества. Также компания выступала против укрупнения тендеров и передачи права их проведения от районных администраций к комитету по госзаказу. Правда после задержания Барабанщикова выяснилось, что автором этих инициатив был не он, а губернатор Александр Беглов.
Интересно, что одним из тех предприятий, которые потеснили «Фирму Флоридан» на рынке, стал принадлежащий городу «Комбинат социального питания Красносельского района» («КСП Красносельский»). В частности, предприятие выиграло у «Фирмы Форидан» контракты с рядом школ Василеостровского района.
Тендер с участием именно «КСП Красносельский» лег в основу уголовного дела против Барабанщикова. По версии следствия, бывший чиновник якобы повлиял на итоги торгов, чем нанес ущерб городскому бюджету. Но каким образом глава УСП мог повлиять на аукцион, проводившийся под полным контролем комитета по госзаказу, а главное зачем – следствие не поясняет. А тем временем в СМИ имеется информация, что распоряжение главе КГЗ Александру Жемякину отдать победу в тендере «КСП Красносельский» мог дать Александр Беглов.
Таким образом получается, что открытое по инициативе 4 отдела Службы экономической безопасности регионального управления ФСБ уголовное дело убирает из сферы петербургского соцпита сразу две неудобные «Фирме Флоридан» фигуры – неподконтрольного им главу УСП Алексея Барабанщикова и крупного конкурента «КСП Красносельский». Вопрос лишь в том, мог ли частный комбинат, пусть даже один из крупнейших в городе и возможно связанный с экс-главой УСП Наталией Петровой, инициировать возбуждение уголовного дела против Барабанщикова. И ответ на этот вопрос положительный.
По имеющейся у нас информации, в период с сентября 2007 года по июнь 2011 года в «Фирме Флоридан» работала Инесса Захватова. Она является женой Игоря Захватова, старшего сына бывшего члена президиума петербургского отделения «Единой России» и близкого друга губернатора Александра Беглова.
Захватов-старший с двумя своими сыновьями входят в ближайшее окружение Беглова и, по информации СМИ, являются так называемыми спецпредставителями – лицами, через которых заинтересованные бизнесмены, чиновники и политики могут неформально обратиться к губернатору с просьбой о помощи в разрешении различных проблем и вопросов. В народе их называют «решалами».
По информации петербургских журналистов, Игорь Захватов организовывает заинтересованным лицам встречи с религиозным уклоном с губернатором за финансовое вознаграждение. Вероятная стоимость одной такой встречи оценивается в 300 тысяч рублей, а передать личное письмо главе города можно за 100 тысяч. В ходе таких встреч якобы можно организовать получение прибыльного госконтракта или заблокировать конкурентам доступ к торгам.
Помимо Захватовых к числу спецпредставителей относят Маргариту Рудакову, ранее возглавлявшую региональную инспекцию Главного контрольного управления. Экс-полпред президента по СЗФО Андрей Черненко оценивал Рудакову как самого влиятельного человека во властных структурах Петербурга. По версии СМИ именно Рудакова в качестве «спецпредставителя» Беглова курировала сферу соцпита, и якобы именно с ее подачи было начато дело в отношении Барабанщикова.
Какую именно роль играла Инесса Захватова в «Фирме Флоридан» на данный момент достоверно неизвестно, но очевидно, что у руководства предприятия есть выход на людей, которые могут влиять на решения губернатора и, как следствие, надзорные, контрольные и правоохранительные структуры Петербурга.
Приведенная информация позволяет с высокой долей уверенности предполагать, что именно «Фирма Флоридан» может являться одним из бенефициаров задержания и последующего увольнения Алексея Барабанщикова. Последнее, судя по всему, являлось основной целью. Еще до задержания Смольный настойчиво предлагал экс-главе УСП добровольно покинуть должность, но тот отказался. А после задержания Барабанщиков был уволен Бегловым еще до того, как тот успел написать заявление. Хотя бывшему чиновнику еще даже не предъявлены обвинения.
На сегодняшний день должность главы Управления социального питания является формально вакантной. Временно исполняет обязанности руководителя управления Алена Мироненко, заместитель главы комитета по госзаказу Александра Жемякина. То есть сотрудница того самого ведомства, под полным контролем которого проводился тендер, легший в основу уголовного дела против Барабанщикова.