Накануне, 22 сентября, Комитет по регламенту палаты представителей США одобрил поправки в оборонный бюджет на новый финансовый год, начинающийся 1 октября.
Внесённые изменения позволяют ввести новые санкции против 35 россиян. Конгрессмен Пол Массаро на своей странице в Twitter опубликовал список кандидатов на внесение в санкционные списки, среди которых оказался губернатор Петербурга Александр Беглов. В случае утверждения списка для города, активно участвующего в международной экономической, политической и культурной жизни, находящийся под санкциями губернатор может обернуться серьёзными финансовыми и репутационными потерями.
Поток иностранных инвестиций в Петербург под угрозой перекрытия
Петербург традиционно был одним из лидеров России по привлечению прямых иностранных инвестиций. Согласно данным Инвестиционного портала Санкт-Петербурга, пик притока иностранного капитала пришёлся на 2013 год, когда иностранцы вложили в развитие города 13,4 млрд долларов. Но уже в 2014 году поток денег уменьшился до 7,9 млрд долларов, именно в этот период против России и её граждан США и Евросоюз начали массово применять санкции.
Следующее снижение иностранных инвестиций в Петербург пришлось на 2017 год, когда их размер составил всего 5,9 млрд долларов, что соответствует уровню середины 2000-х годов. Как рассказал генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, в 2017 году сокращение инвестиций в Россию в целом было вызвано страхом бизнесменов попасть под экономический удар США и ЕС за сотрудничество с подсанкционными российскими компаниями.
«Одним из самых дестабилизирующих факторов стали санкционные риски, отравляющие в целом позитивный бизнес-климат для европейских компаний в России», – заявил глава АЕБ.
Несмотря на препятствия со стороны западных стран, Петербургу даже в таких сложных ситуациях удавалось сохранить свои позиции. Так, согласно исследованиям консалтинговой компании EY, в 2019 году Петербург и Ленобласть совместными усилиями заняли второе место по привлечению иностранных капиталов, уступив лишь Москве и Подмосковью. В затылок Петербургу дышит Приморье, в которое охотно вкладывается Китай.
Показательно, что главными инвесторами Петербурга оказались компании из США и Японии. То есть лидерами стали бизнесмены, наиболее уязвимые перед репрессивной экономической системой Штатов, а значит именно они могут в первую очередь пересмотреть свои отношения с городом, губернатор которого находится под санкциями США.
Отметим, что против Беглова могут быть введены именно персональные санкции, основные ограничения коснутся именно его, но в сложившейся ситуации следует понимать реальную цель санкций – сделать конкретного человека «токсичным».
Тут показателен пример 2017 года, когда против ряда российских бизнесменов и чиновников также были применены персональные санкции, которые по своей сути ограничивали только их личную жизнь, но на деле имели значительно более глобальные последствия. Так, акции компании Олеги Дерипаски упали на 50%, что привело к падению всего российского фондового рынка и мировому повышению цен на алюминий. В результате пострадали компании и страны, никак не связанные с Дерипаской.
О целях персональных санкций говорят и оппозиционные политики, указывая, что именно «токсичность» является наиболее чувствительным последствием. С попавшим под санкции гражданином перестают контактировать чиновники и бизнесмены, которые опасаются сами оказаться под санкциями из-за подобных связей.
Таким образом, в случае внесения Беглова в американский «чёрный» список может повториться ситуация 2017 года, когда из-за введения санкций резко сократились инвестиции в Россию, но в данном случае она будет носить более локальный характер.
Наиболее сильный удар может прийтись по Петербургскому международному экономическому форуму, в рамках которого город заключает крупнейшие контракты с иностранными инвесторами. Также «токсичность» губернатора может отпугнуть участников, по крайней мере из США и Евросоюза.
Кроме того, следует учитывать, что ПМЭФ является драйвером не только экономической жизни Петербурга, но и политической, о чём говорил сам Беглов. Снижение престижа ПМЭФ, без сомнения, приведёт к снижению влияния Петербурга в целом.
Аналогичные тенденции ожидают и другие глобальные петербургские мероприятия международного уровня, как в экономической сфере, так и в сферах спорта, культуры, туризма и других.
На какой стул сам сядешь, а на какой петербуржцев посадишь?
Для снижения эффекта «токсичности» губернатор может попытаться дистанцироваться от публичной жизни города, но полностью нивелировать эффект санкций это не поможет – отсутствие губернатора в политической жизни города неизбежно приведёт к репутационным потерям для Петербурга в целом.
Главная опасность сложившейся ситуации состоит в том, что последствия от «токсичности» губернатора будут постепенно накапливаться у города – ухудшение инвестиционного климата, уход иностранных партнёров, потеря влияния в федеральной политике…
Очевидным решением проблемы является уход Беглова со своего поста. По сути, именно это и есть главная цель всех персональных санкций. Так, в 2017 году бизнесмены, попавшие в «чёрные» списки США, были вынуждены отказаться от участия в жизни своих компаний, чтобы стабилизировать работу предприятий. Процесс был болезненным, но нужный результат был достигнут.
Теперь такой выбор встал перед Александром Бегловым, вскоре ему предстоит решить, принять ли американские санкции как похвалу за эффективную работу на благо России и Петербурга, или поставить свои амбиции выше интересов петербуржцев и досидеть свой срок в губернаторском кресле до конца.
Возможен был бы и третий вариант – кардинально переформатировать политическую и экономическую жизнь Петербурга таким образом, чтобы компенсировать потерю внешних инвестиций и влияния привлечением внутрироссийских финансовых потоков. Так сказать, организовать глобальное импортозамещение в рамках целого мегаполиса. Но надежды на этот сценарий минимальны.
Во вторник, 21 сентября, рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» опубликовало анализ социально-экономического положения российских регионов. Была дана оценка темпам развития промышленного производства, строительства, розничной торговли, доходов населения, безработицы и другим ключевым показателям. Ни в одной из сфер Петербург не оказался лидером, город даже не попал в десятку. Исключение составил рост реальных доходов населения, по которому Петербург занял четвёртое место. Других экономических достижений у второго по величине города России под руководством Беглова не оказалось. То есть на сегодняшний день у губернатора банально нет того «запаса прочности», который позволил бы ему одновременно и сохранить пост, и не навредить Петербургу. А какой выбор сделает Александр Беглов – это ещё только предстоит узнать.