Смольный латает обвалившийся фасад Беглова дешёвыми ботами

Александр Беглов. Фото: Валентина Певцова/ТАСС

Александр Беглов старается как можно чаще появляться в медиапространтве для формирования собственного положительного образа, петербуржцы такую показную активность воспринимают отрицательно. Но с начала августа в соцсетях резко возросло количество положительных откликов о деятельности губернатора. Вот только в большинстве своём они отправлены с фейковых страниц. Появление ботов совпало с информацией о формировании Смольным собственного медиахолдинга.

Губернатор Санкт-Петербурга посетил с рабочим визитом Красносельский район города. Там он оценил ремонт фасада дома №95 по Ленинскому проспекту. Такое, казалось бы, незначительное событие было широко освещено в прессе. Первыми о поездке Беглова сообщили такие издания, как телеканал «Санкт-Петербург» и «Петербургский Дневник», оба они официально находятся под контролем правительства Петербурга.

Торжественная инспекция

Независимые СМИ, городские паблики и telegram-каналы оценили поездку Беглова как часть пиар-компании. Например, авторы одного из каналов со ссылкой на местных жителей рассказали, что перед приездом Беглова у дома №95 залатали дорожные ямы и даже помыли асфальт. Ничто не должно было омрачить появление губернатора на объекте. Однако в тот же день в Василеостровском районе с исторического здания вновь обвалилась штукатурка, но об этом принадлежащие городу издания уже не писали.

Участившиеся появления Беглова на публике происходят на фоне создания в Петербурге нового медиахолдинга, в который войдут основные подконтрольные Смольному издания. Так, в его составе будут АНО «Центр информационной поддержки», уже упомянутый телеканал «Санкт-Петербург» и «Информационно-издательский центр «Петроцентр», являющийся соучредителем «Петербургского дневника». Что интересно, в редакционный совет последнего входит Павел Белов, зять Александра Беглова. С высокой долей уверенности можно предположить, что в новом медиахолдинге Белов также займёт одну из ключевых должностей.

Председатель Комитета по печати Владимир Рябовол прямо заявил, что одной из главных целей создания медиахолдинга является повышение эффективности ресурсов Смольного. В чём будет проявляться эффективность он не уточнил, но, вероятнее всего, речь идёт о возможности формировать выгодную для городских властей информационную повестку. Подобными информационными инструментами также пользуются крупные бизнес игроки, вероятно, одной из задач медиахолдинга Смольного будет противодействие им.

Щедрое финансирование, дешёвое исполнение

Кроме официальных СМИ в распоряжении нового медиахолдинга могут появиться и менее традиционные ресурсы, известные в Сети как ботофермы – тысячи поддельных аккаунтов в соцсетях, с помощью которых может создаваться иллюзия поддержки чиновников, политиков и их решений. Тем более, что первые признаки таких ботоферм уже появляются.

Пользователи соцсетей обратили внимание на появление в городских пабликах фейковых страниц, с которых публикуются хвалебные отзывы о деятельности Александра Беглова. Причём их появление не случайно, а имеет определённую систему. Например, в большинстве своём они были созданы 12 августа.

Подобного рода хвалебные сообщения от свежих ботов нам удалось обнаружить в том числе на официальной странице Александра Беглова. Они резко выделяются на фоне большого числа негативных комментариев.

Знакомый с ситуацией источник сообщил, что через подконтрольные Смольному медиаресурсы действительно начали выделяться средства на работу с соцсетями, речь может идти о десятках миллионах рублей. Вот только «теневая» пиар-кампания Смольного в соцсетях может завершиться, так и не начавшись.

«С начала августа пошли первые финансовые транши на ботов. В верхах прекрасно понимают, что сетки стали куда эффективнее традиционной прессы, поэтому денег не жалеют, суммы семи-восьмизначные. Но есть у них одна проблема, наверху знают, чего хотят, но не знают, как это работает. Результат мы уже можем наблюдать – сотни бездарных комментариев с ботов, созданных по самым низким расценкам. Куда ушли выделенные деньги – вопрос риторический», - рассказал источник.

Спикер парламента Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров резко высказался о решениях члена Горизбиркома Марины Ждановой после неудачной попытки сместить ее с должности. Председатель ЗакСа теряет политические очки и влияние в городе.

Будут ли заказчиками пиар-кампании сделаны соответствующие выводы не ясно, но на данный момент можно с уверенностью сказать, что старт её явно провалился. Давно привыкшие к манипуляциям пользователи соцсетей легко и быстро выявляют подставных «благодарных жителей». Что, в свою очередь, даёт обратный результат – негативное отношение петербуржцев к властям во главе с Александром Бегловым только растёт. И тут уместно провести параллель с демонстративными инспекциями губернатором косметических ремонтов – пока штукатурку меняют в одном районе, в другом она уже обваливается. Покраской стен не обойтись там, где нужен капитальный ремонт с заменой несущих конструкций.