Декабристы реальные и мифические: почему их до сих пор боятся?

По мнению авторов фильма «Союз спасения», аристократы не отличаются от дегенератов. Фото: Instagram.com/maxim_matveev

Восставших на Сенатской площади называли и «смутьянами», и «рыцарями из стали». «Страшно далеки» мятежные дворяне от народа, писал Ленин, а народ их до сих пор помнит.

25 июля исполнится 195 лет со дня самой известной казни в истории России. В Петропавловской крепости Санкт-Петербурга троих осужденных смутьянов, осмелившихся изменить ход истории, дважды вздернули на виселице.

Живее прочих мертвых

Будущие декабристы открыли для себя Россию и Европу на войне с Наполеоном (1812 - 1814). Дворянские отпрыски увидели нищету и бесправие, в которых живет большая часть населения империи. Заграничные походы показали им иной мир.

- Мы видим здесь повсюду успехи цивилизации, они сказываются во всем: в обработке земель, в устройстве жилищ, в нравах, - писал поручик Александр Чичерин в походном дневнике.

В 1814 году появилась первая организация - «Орден русских рыцарей». Позже, в 1816-м, 30 офицеров основали «Союз спасения», для обсуждения перемен в государстве. Год спустя участники задумались, что убийство царя ускорит реформы. Не найдя согласия, они распустили общество. Но в 1818-м основали новое - «Союз благоденствия». Это своего рода «партия». К 1820 году в Союзе насчитывалось более 200 членов и до 15 отделений - большинство в Петербурге, в гвардейских полках. Но и в Москве, Смоленске, Нижнем Новгороде, Кишиневе, Тульчине и ряде других городов.

- Декабристы современны, ведь актуальны те же проблемы, - считает историк Сергей Эрлих. - Отсутствие прав и свобод, народного представительства. Крепостного права нет, но есть его пережитки - пренебрежение жизнями и здоровьем граждан, не принадлежащих к правящему слою. И люди у нас по-прежнему беднее европейцев.

План захвата власти

Накануне выхода на Сенатскую площадь 26 декабря 1825 года члены Северного общества составили «Манифест к русскому народу». Это не поспешный набросок, а обобщение программ, которые писались уже десять лет. Автором «Манифеста» был князь Сергей Трубецкой. Декабристы обещали свергнуть самодержавие и ликвидировать крепостное право.

Измайловский полк и гвардейский Морской экипаж должны были захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Ей готовили две участи - изгнание или присяга на конституции. Вопреки домыслам декабристы считали цареубийство плохой и крайней мерой. Народу отводилась роль наблюдателя, но сочувственное присутствие на Сенатской площади декабристы считали желательным.

«Ножны сломаны, и сабель не спрятать»

Декабристы вывели три гвардейских полка на Сенатскую площадь. Настроение у восставших было бодрым, приподнятым, но это была бодрость висельников. Все они получали информацию «сверху» и знали - пути назад нет. Аресты членов общества начались накануне. «Ножны сломаны, и сабель не спрятать», - сказал на последнем заседании перед восстанием Кондратий Рылеев.

Восстание зашло в тупик потому, что существовал жесткий план действий. Для выработки нового не было ни возможности, ни времени. Они не могли уйти с площади, но и проливать кровь не видели смысла. Впрочем, кровь была пролита - гвардейцев расстреляли картечью, потому что бескровного выхода из тупика не было.

- Сообщения об огромном количестве жертв ничем не подтверждаются, - говорит ведущий специалист Государственного архива РФ Ольга Эдельман. - По всей вероятности, число убитых было близко к официальной цифре - 80 человек.

Сражения историков и интерпретаторов вокруг декабристского движения начались сразу после подавления восстания. И продолжаются по сей день. В 2019 году на экраны вышел «черный миф», на который не пожалели денег, - фильм «Союз спасения». По сюжету декабристы легкомысленные пьяницы, решившие «под парами» убить царя и переделать Россию. Несмотря на художественную беспомощность, фильм доказывает, что образы и идеи декабристов все еще волнуют нас.


Выступление и наказание

- Декабристы не похожи на следующие поколения революционеров. Между декабристами, их следователями и судьями не было антагонизма; это часто были родственники, сослуживцы и друзья, - объясняет историк Ольга Эдельман. - Дела солдат-армейцев рассматривали отдельно Особые комиссии. К каторге приговорили совершивших преступления, человек 200 прогнали сквозь строй, из остальных - примерно 4 тысячи- создали полк и отправили воевать на Кавказ.

Сквозь строй

Приговоренный под наблюдением медика проходил сквозь ряды солдат, каждые наносили удар шпицрутеном (длинным, гибким деревянным прутом). Когда была опасность для жизни, медик экзекуцию прекращал. Избитого приводили в чувство, лечили, затем снова отправляли на избиение. Смерть под шпицрутенами была частым явлением.

Каторжные работы

Сначала декабристов отправили на винокурни и солеварни. Но вскоре перевели на рудники, где они работали весь день в кандалах. На Благодатском руднике в Забайкалье восемь заключенных должны были перетаскивать 2400 кг руды в день. Декабристы ночевали в общих избах, у них отобрали книги и письменные принадлежности.


«Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!»

Показательная казнь превратилась в чудовищную пытку.

25 июля 1826 года на рассвете приговоренных к смерти декабристов в кандалах сопроводили в церковь на отпевание. Потом вывели на кронверк Петропавловской крепости, где должна быть виселица. Но казнь декабристов оказалась очень долгой.

Могли и больше. Царский суд приговорил пять человек к четвертованию и 31 - к отсечению головы. Император отменил эти казни как варварские, но руководителей приказал повесить.

Разучились казнить. В Российской империи много десятилетий действовал негласный мораторий на смертную казнь. Опыт был утерян, а «инвентарь» сгнил. Извозчик, доставлявший на место казни доски, заблудился и сильно опоздал. Плотники собирали эшафот впопыхах. Устроители казни нервничали - им казалось, что есть какой-то заговор.

Не рассчитали. Накануне казни в городской тюрьме при помощи восьмипудовых мешков с песком тестировали эшафот. Экспериментом руководил лично генерал-губернатор Петербурга Павел Голенищев-Кутузов. Он остался доволен, но во время казни все пошло наперекосяк.

Гражданская смерть. С полуночи 24 июля в Петропавловской крепости шла экзекуция над теми, кому предстояла каторга, крепость или ссылка. Их выводили из казематов, срывали мундиры и ломали над головой шпаги, в знак «гражданской смерти», затем переодевали в одежды заключенных.На декабристов-смертников дополнительно надели длинные белые рубахи, на которых написали слово «цареубийца» и имя осужденного.

Вешал вор. Палач внезапно упал в обморок. Вместо него за дело взялся помощник, отбывавший в крепости срок за мелкую кражу.

Долгая и мучительная смерть. Повешенный Павел Пестель носками ног доставал до досок, в результате чего агония растянулась на полчаса.

Дважды повешенные. Слабо закрепленные веревки оборвались. Трое казненных рухнули в яму, пробив настил из досок. Сергей Муравьев сломал ногу и якобы сказал: «Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!» Петр Каховский, обращаясь к генералу Бенкендорфу, руководившему казнью, воскликнул: «Подлец! Опричник! Сними свои аксельбанты! Удуши нас своими аксельбантами!» Рылеев же добавил: «Что, генерал, вы, видно, приехали посмотреть, как мы умираем? Обрадуйте своего государя, что его желание исполнено - мы умираем в мучениях! Но я счастлив, что второй раз умираю за Отечество!»

Царь желал смерти. По традиции, упавшего с виселицы снова вешать нельзя - Господь не желает смерти осужденного. (По закону казнь должна была продолжаться до смерти приговоренного.) Прекратить казнь мог Николай I. Ему отправляли посыльных каждые полчаса, но он не вмешался.

Безымянная могила. Тела декабристов вывезли ночью и захоронили в братской могиле, без опознавательных знаков. Вероятно, она находится на острове Голодай, где погребали государственных преступников со времен Петра I. В 1926 году, в год 100-летия казни, Голодай переименовали в остров Декабристов и установили гранитный обелиск.

Нашли крайнего. За все накладки наказали инженера Матушкина - разжаловали в солдаты.

 

Цитата

- Воспитанный, как и все советские люди, на герценовском мифе о «рыцарях с головы до ног, кованных из чистой стали», я открыл на втором курсе университета следственные дела декабристов, где они не по-рыцарски выдавали и оговаривали друг друга и не принятого ими в тайное общество Пушкина. После первого знакомства с этими наветами, оговорами и раскаяниями я декабристов возненавидел, - вспоминает Сергей Эрлих.